Нотные знаки какое-то время после создания оставались безымянными. Название им придумал в начале XI века все тот же итальянский монах и музыкант Гвидо д' Ареццо.
Для того, чтобы легче запоминались названия звуков, Гвидо д' Ареццо дал задание своим ученикам – хористам: разучить молитву – гимн в честь покровителя церковных певцов Святого Иоанна. Молитва содержала просьбу о сохранении чистоты и силы голоса. Гвидо сам сочинил для этой молитвы новую мелодию, в которой стихотворные строчки располагались особым образом – каждая последующая начиналась на одну ступень выше предыдущей. Названием ноты и стал первый слог каждой новой строчки.
Первое название нот отличалось от привычного нам до-ре-ми-фа-соль-ля-си. Они звучали как Ut - Re - Mi - Fa - Sol - La. Первую ноту было очень неудобно петь из-за открытого звука, стоящего первым в слоге, и со временем нота Ut изменила название на более благозвучный звук Do. Со временем – при переходе на октавную систему было придумано название и для седьмой ноты SI, составленное из первых букв имени покровителя церковных певцов Святого Иоанна.