В далеком 1959 году была выпущена первая кукла Барби, которую создала для легендарной компании по производству игрушек “Mattel” предприимчивая Рут Хендлер, дочь эмигрант из Росси Мошковича. Согласно легенде, Рут Хендлер, понаблюдав, как ее дочь Барбара самозабвенно играет бумажными куклами, вырезанными из журналов фотографиями манекенщиц, решила, что пришло время для такой игрушки. И убедила своего мужа превратить наконец-то свое хобби - создание непонятных творений из луцита и плексигласа - в прибыльный бизнес и создала дизайн голубой американской мечты на все времена. Длинноногая, жизнерадостная блондинка вот уже много лет продолжает оставаться идеалом красоты для любой американской женщины, будь то многодетная домохозяйка или навороченная бизнесумен. Госпожа Хэндлер, специалист по промышленному дизайну, изменила саму концепцию куклы: если до этого на рынке были представлены в основном куклы-младенцы, то Рут предложила куклу-барышню. Сегодня куклу Барби, знают все. За почти полвека своего существования Барби успела опробовать сотни различных профессий и все технические новинки. Барби существует в сотнях вариантов: наездница и врач, спортсменка и домохозяйка, и даже космонавт. Маленькие покупательницы, желающие быть “как Барби”, могут приобрести выпускаемую под этой маркой одежду и парфюмерию.
Надо сказать, что энтузиазма в отношении новинки продавцы вначале не проявили. “Взрослые” куклы попали под огонь критики со стороны детских психологов и феминисток. Но мощная реклама привела к тому, что девочки начали упрашивать родителей купить им Барби. В результате та быстро побила все рекорды продаж. За прошедшие десятилетия было продано более миллиарда кукол.
Сегодня Барби переживает не лучшие времена. Она очень долго оставалась одной из самых популярных игрушек в мире, объем продаж сократился. Хотя сегодня Барби по-прежнему привлекает взрослых коллекционеров, она становится все менее интересной для представителей подрастающего поколения: у белокурой пластиковой красотки появилась серьезная конкурентка. Из витрин магазинов на покупательниц весело смотрит самоуверенная девчонка по имени Братц (в английском сленге brat - строптивый, озорной ребенок).
Идея создания куклы Братц родилась в 2000 году у еврея иранского происхождения Исаака Лариана, решившего бросить вызов тотальному господству Барби. Как гласит легенда, увидев репоголовую эту дизайнерскую разработку, его 11-летняя дочурка Жасмин в этот кошмар просто влюбилась. Так и появилась на свет первая из семейства игрушек Братц, которую Лариан с присущей ему скромностью назвал именем дочери. А вскоре у Жасмин появились подружки разных национальностей, которых звали Джейд, Хлоя и Саша, ставшие главными героинями нового фильма.
В отличие от гламурной Барби с ее платиновыми волосами, пристрастием к розовому и бойфрендом Кеном, подружки Братц предлагают подрастающему поколению новый идеал, отражая актуальное смешение тенденций и стилей.
В ее облике нет ничего от принцессы: джинсы, кожаные куртки, ремни, застежки, солнечные очки. Да и фигурой она резко отличается от Барби - низкорослая, с непропорционально большой головой. Братц вначале шокировали профессионалов, привыкших к классическим куклам: “Эти?! С огромными головами?! Да никто их покупать не будет!”.
Но ошиблись. Первые куклы, появившиеся в 2001 г., Хлоя, Джейд и Саша, в тот же год заняли ведущую позицию по продажам. Братц магически притягивает к себе девочек, начиная с шести лет. Они утверждают, что Барби - для малышни, а их сердцу ближе Братц, увлекающаяся музыкой и путешествиями. “Она модно одевается, ярко красится, а прическа - обалдеть!”, высказываясь о Братц тянут - “таааакие клёооовые”…
Некоторые эксперты говорят: “Братц моложе, моднее и агрессивнее, чем Барби, и им удалось задвинуть розовую принцессу на дальние полки магазинов за счет своего бунтарского имиджа, клубных мини-юбок и менее очевидной грудастой блондинистости”.
Братц продаются уже в 65 странах. Производители поддерживают интерес к своей кукле самыми разными способами: выпускают журнал и телевизионный мультсериал, куклам посвящено несколько видеоигр, серия одежды и песня, попавшая в хит-парад журнала “Billboard”. Певица Пола Абдул сыграет одну из главных ролей в молодежной ленте “Bratz: The Movie” о приключениях четырех девочек-тинейджеров.
Конечно, производителям Барби не хочется отставать, прошла премьера мюзикла “Барби в Стране фей” с актрисой Эрин Курс в главной роли. Сейчас “Mattel” активно сотрудничает с компанией “Adidas”, и в продаже появились куклы My Scene, одетые в спортивную одежду “Adidas” и снабженные аксессуарами этой фирмы. А чуть позже начнется производство одежды для маленьких спортсменок с символикой My Scene. Задача создателей My Scene состояла в том, чтобы заинтересовать девочек постарше.
My Scene (в переводе - “Моя сцена”, “Мое окружение”) - умные, яркие девушки, идущие в ногу со временем. Кроме того, компания Mattel, производитель кукол Барби, ведет переговоры с Sony Pictures на предмет перенесения на экран Барби, машинок Hot Wheels и Magic 8 Ball. Кинематографисты уверены, что всеми любимая Барби сможет занять в Голливуде достойное место.
Что примечательно, My Scene нравятся и детям, и родителям: куклы прививают девочкам хороший вкус в выборе одежды, приучают индивидуально мыслить, готовя девочек к взрослой жизни.
Пожалуй, невозможно однозначно сказать, какая кукла лучше Братц или Барби, да и имеет ли смысл, у каждого свои взгляды, свое видение, свое окружение, которые определяют вкус каждого человека и его отношение к тем или иным вещам. Но можно утверждать, что появление конкурентки куклам Барби положительно сказывается и на самих куклах Барби.