РУСАЛКА -- в восточнославянских поверьях женский демонологический персонаж, пребывающий на земле в течение Русальной недели (неделя до или после Троицы).
Повсеместно известны представления о принадлежности русалки к миру мертвых; ср. варианты названий русалки в разных традициях: "навки", "мавки " (от навь -- "души умерших"), "мертвушки". Считалось, что русалками становились девушки, умершие до вступления в брак , особенно просватанные ("зарученные") невесты, не дожившие до свадьбы, либо девушки и дети, умершие на Русальной неделе (в том числе и утонувшие в этот период), либо младенцы , умершие не окрещенными. Под словом "русалка" жители полесских сел понимали не только персонажей определенного класса демонов (тип леших , домовых и т. п.), но и конкретных умерших в селе людей. Часто говорили: "Вон у Данилихи в роду есть русалка, дочка ж ее, Нина, зарученная умерла". Соответственно необходимость соблюдать запреты на некоторые виды работ и выполнять поминальные обычаи в течение Русальной недели распространялась прежде всего на тех, чьи умершие родственники стали русалками.
Представления о внешнем виде русалки неоднородны. В одних местах (зап. Полесье, Украина) говорили, что русалка выглядят как молодые красивые девушки, обнаженные или в белом; что они появляются в том самом виде, в каком их похоронили, т.е. в нарядном убранстве, с распущенными волосами и с венком на голове (именно так по местному обычаю обряжали умерших девушек, как бы устраивая для них символическую свадьбу вовремя похорон ). В других местах (Пинское Полесье, Центральная Белоруссия) русалок представляли в виде страшных, уродливых, косматых баб, с отвислой грудью, которую они закидывали за плечи. О таких русалках рассказывали. что они "кудлатые как ведьмы", "горбатые и старые", "черные, заросшие шерстью", что у них "груди как каменья" или "железные цыцки"; они ходят голые или в лохмотьях, в руках держат клюку, кочергу, пральник, пест. В южнорусских поверьях русалки характеризовались более нейтральными чертами, которые, однако, сохраняли признаки потусторонней "нежити": "русалка в белом, косы распустит длинные, лица не видно, руки холодные, сама длинная, высокая"; "в лице краски нет да руки тощие": "волосатая, с закрытыми глазами и в белой одежде".
В некоторых местах, где русалку считали водным духом, ее представляли себе в виде полуженщины - полурыбы. Таких русалок часто называли фараонками.
Русалки появлялись на земле на Троицкой или Русальной неделе, когда зацветала рожь: "пакуль жито красуе (т. е. цветет), русалки у жите ходять". Кроме ржаного поля, их можно было видеть у воды, на деревьях, в поле, в лесу, на перекрестках дорог, на мосту , на кладбище. Проникали они и в свои дома, где прежде жили, и там прятались за печью или в углах . Появляясь из мира мертвых , русалки "из воды вылазили", "с деревьев спускались", "из-под земли или из могил выходили", "с неба слетали", а после отведенного им срока пребывания на земле вновь уходили на свое место: в воду , в море , в ирей , на кладбище, по деревьям на небо и т.п. Наиболее традиционные места их пребывания -- вода и деревья -- осмысляются в народной культуре как пути перехода из мира мертвых на землю и обратно.
Приуроченность появления русалок к сезону цветения злаков раскрывает определенную связь между вегетацией растений и душами умерших, что подтверждается и происхождением имени русалки (Русалии, лат. Розалии, от слова "роза"): ср. варианты названий русалки в зап. районах Русского Севера -- Розалия или Розамунда. (K : Гораздо вероятнее происхождение от РОСЫ - Это ж водный дух. Какие розы под Архангельском!)
Пребывание в ржаном или конопляном поле мотивируется в народных поверьях тем, что русалки защищают посевы и содействуют цветению и урожаю. Вместе с тем они могут навредить хозяевам, нарушившим запрет работать в их праздник ,-- тогда они "вытаптывают", "высушивают" посевы, на поле появляются выжженные круги. В Брестской обл. рассказывали: "По житу вона ходит: кому зародит добре, а кому -- нияк, зничтожае жито". Как и другие покойники, умершие преждевременной смертью, русалки способны управлять природными стихиями и атмосферными процессами: насылать бури, ливни , град , засуху и т. п.
Среди привычных занятий русалок и особенностей их поведения обычно назывались следующие: по ночам они плещутся в воде, расчесывают возле воды свои длинные волосы . качаются на ветвях берез. Днем их можно было увидеть в поле, где они кувыркаются в траве, вьют венки , играют и хлопают в ладоши, поют, кричат, хохочут, водят хороводы.
Кое-где рассказывали, что русалки не причиняют никакого вреда, а могут лишь испугать человека или подшутить над ним. Однако подавляющая часть поверий относит русалок к опасным духам, которые преследуют людей, сбивают их с пути, душат или щекочут до смерти, заманивают в воду и топят, превращают в животных или в какие - нибудь предметы, похищают и портят пряжу, нитки, полотно, приходят в дом и прядут по ночам, могут забрать себе младенца, оставленного жницей на меже (К: Явное смешение с Кикиморой и Ветшицей )
Хотя по своему происхождению русалки -- это души девушек, умерших до брака, широко известны поверья об их материнстве (русалка появляется с ребенком на руках, награждает того, кто позаботился о ее младенце), а также о способности русалки кормить грудью человеческих детей, опекать новорожденных, оставленных женщинами в поле, и т.п. Дети являются постоянным объектом преследований и вредоносных действий русалки, которая наказывает их за внеурочное появление в цветущем ржаном поле, гоняется за ними, щекочет, душит своей "железной цыцкой". похищает. "Не ходи в жито, -- угрожали на Волыни детям в период Русальной недели,-- а то русалка заставит тебя нянчить своего ребенка". О детях, погибших и умерших на Русальной неделе, в Полесье говорили: "Русалки забрали к себе".
Изредка встречаются поверья, что встреча с русалкой грозит человеку болезнью: у него начинала трястись голова или страшная гримаса перекашивала лицо человека. Принадлежность русалок к категории "ходячих" покойников или к нечистой силе проявляется в том, что они встречаются и вредят людям в основном по ночам, до первых петухов; способны к оборотничеству: могут, подобно ведьмам , отобрать у коров молоко; заплетают коням гривы; насылают болезни и стихийные бедствия; вылетают из халы через трубу и т.п. Система оберегов от русалок во многом совпадает с приемами защиты от нечистой силы (крест, молитва , магический круг ). Действенным средством оберега против русалок считались такие растения, как полынь, хрен, чеснок , любисток.
Для того чтобы в период Русальной недели не смогли навредить русалки, люди соблюдали специальные запреты, во многом совпадающие с поминальными: избегали работ, связанных с прядением, тканьем, шитьем ("щоб русалцы очей не зашить"), не выполняли никаких полевых и огородных работ ("не ходят в огород копать и окучивать, бо там всюду буде русалка"), не подмазывали печь и стены избы ("щоб русалкам очи не забрызгать глиною") , не ездили за дровами в лес и т.п. На ночь специально для русалки оставляли на столе ужин , на ближайших деревьях или ограде возле дома оставляли одежду.
В соответствии с поверьями о том, что в последний день Русальной недели русалки покидают землю, возвращаясь на тот свет , в восточном Полесье и в южнорусских областях совершался обряд "проводы русалки" (См. в ст. Русалии)
Опоэтизированный образ русалки, широко представленный в романтической литературе 19 в., включает набор однотипных характеристик: это девушки-утопленницы, водяные красавицы, живущие на дне реки в хрустальных дворцах, по ночам они выходят на берег, поют и танцуют, расчесывают волосы, заманивают путников в воду, щекочут, топят, мстят неверным любовникам, ищут любви земного юноши, обещают ему несметные богатства.
За пределами восточнославянской зоны название "русалка" по отношению к женскому мифологическому персонажу, появлявшемуся на земле в троицкий период, известно в восточной Польше (Подлясье), частично в Словацких Карпатах, а также на Балканах (в Румынии и северной части Болгарии), где их называют "русалии", "русалче", "русалиле" и считают очень опасными духами.
***
Как думали наши предки-славяне, русалки - души умерших родственников. Тогда было принято хоронить умерших на распутье дорог, в лесах, в воде. Чтобы задобрить русалочьи души, крестьяне ходили в лес, где устраивали пиры-тризны, приносили русалкам скромные жертвы. Позже такие походы устраивали в Духов или Троицын день.
Русалки считались речными богинями, требовавшими жертв, и владелицами сокровищ, чаровницами. Их сообщество пополнялось за счет утопленниц и самоубийц, а также девочек, родившихся мертвыми или умерших без крещения. Некрещеные младенцы, обратившиеся в русалок, могут получить прощение. Когда им исполняется семь лет, они уносятся из воды на воздух и трижды просят себе крещения. Кто услышит это, должен сказать: "Я тебя крещаю, Иван и Марья, во имя Отца и Сына и святого Духа". Тогда детскую душу возьмут ангелы, а если никто не услышит ее призыва, то нечистая сила. Становились русалками и дамы, имевшие привычку купаться без нательного креста. Они вечно юны, красивы и живут в кристальных дворцах на дне водоемов. Командует ими царица, назначаемая Водяным (нередко она же становится и его супругой). Считается, что без ее указания русалки не имеют права ни погубить, ни испугать человека. А еще они превосходно поют.
На семик до Петрова дня русалки выходят на берег, живут на деревьях, обычно на дубах, где качаются на ветках и разматывают пряжу, украденную у женщин, ложащихся спать без молитвы.
Канун Троицына дня - самая приятная пора земной жизни русалок. Они бегают по ржи, хлопают в ладоши и громко кричат: "Бух, бух! Соломенный дух! Мене мати породила, некрещену положила!" В эту пору русалки чаще всего нападают на людей, но против них есть несколько средств: полынь-трава, а также крест, начертанный на земле. Вокруг него рисуют круг, встают в него и тем самым спасаются от назойливых приставаний. Кстати, одну из них можно схватить за руку, надеть на нее нательный крест и привести домой. Русалки весьма охотно выполняют всякого рода бабью домашнюю работу, при этом не ворчат и питаются исключительно паром. Правда, живут они в доме всего год, а на следующую русалью неделю получают свободу и скрываются на дне речном.
С русалкой вполне реальна и семейная жизнь. Для этого она должна до смерти защекотать своего избранника, унести его на дно в собственный дом, где супруг оживет и счастливо проведет остаток дней своих в необыкновенной роскоши. Русалочьи свадьбы устраиваются только в самые короткие ночи.
Через неделю после Троицы устраивались русалочьи проводы. Для этого снаряжалась целая процессия. В разных местах русалка погребалась по-своему - в виде куклы или девушки в одной рубахе. Последний раз дозволялось русалкам явиться на землю в ночь на Ивана Купалу, после чего они затихали уже до будущего года.