Постоянных пользователей: 29480
Девочек: 11817
Мальчиков: 17662
Новых за сутки: 0
Админ: julijak

этот блог очень интересный!стати просто классные.этот блог принесет вам позитив.можете ставить репутацию и коментарии!и самая интересная повесть:Мария.еще про ягуаров и про волков почитайте!короче все читайте!и не забудьте про этот блог!могу по вашему желанию написать статьи.еще у меня иногда открываются страницы полезные для всех!
Поиск по блогу:




ТегиПравила блога Лист новостей
Репутация блога: Место в топе: --
0
3 августа 2011 13:53
География

Топография

Медальон парижского меридиана на парижской мостовой

Город расположен в центре Парижского бассейна, примерно 65 м над уровнем моря. Границы жилых кварталов Парижа очерчены кольцевой автодорогой протяжённостью 35 километров, с учетом Венсенского и Булонского лесов, находящиxся к востокy и к западу от города соответственно, которые также относят к территории Парижа, периметр города составит 54,74 км. Площадь города составляет 105 км², если включать площадь этих парков, и около 87 км² без них, таким образом занимая 113 место среди коммун Франции и составляя 0,02% площади страны. Границы города не менялись с 1860 года.

В поперечнике с востока на запад город достигает 18 км, с севера на юг — 9,5 км.

Наивысшая точка города (128,21) — в районе Монмартра, на тротуаре на углу между стеной забора у дома по адресу 2, rue de Mont Cenis и зданием по адресу 4, rue de Mont Cenis[2].

Абсолютный высотный минимум (30,5 м) находится в 15 округе на пересечении улиц Leblanc и St. Charles[2].

Парижский меридиан долгое время являлся нулевым меридианом на французских картах. Линия парижского меридиана отмечена сейчас ориентированными с севера на юг 135 памятными бронзовыми отметками на мостовых, тротуарах и зданиях (на илл. слева), диаметром 12 см, с выгравированным на них именем Франсуа Араго, астронома и политика 19 века. На этой линии находится и Парижская обсерватория[5]. Нулевой километр, от которого отсчитываются все дорожные расстояния во Франции находится на площади перед Собором Парижской богоматери.

Антипод Парижа расположен в водах Тихого океана, на юго-востоке от Новой Зеландии, неподалеку от островов Антиподов[5].
[править]
Климат

Зима в Париже

Метеонаблюдения в Париже ведутся непрерывно начиная с 1873 года с метеостанции в парке Монсури. Париж располагается в зоне умеренного климата, на стыке двух противопоставленных друг другу климатических явлений: близость к морю и вследствие этого теплые и влажные воздушные массы и вторжение холодного континентального воздуха, чаще всего с севера и северо-востока[6]. Средняя годовая температура составляет 12,0 °C, самый холодный месяц — январь (4,7° С), самый жаркий — июль или август (20° С), среднее годовое количество выпавших осадков — 600 мм[6]. Наиболее дождливый месяц — май (64,9 мм), наименьшее количество осадков выпадает в феврале — 43,7 мм[6]. По многолетним наблюдением, в год случается 111 дождливых дней, 18 дней — ливневые дожди с грозами, 11 дней в году выпадают осадки в виде снега[6]. Микроклимат Парижа, обусловленный скученностью и загрязнением, отличается температурой воздуха (в среднем на 2 °C выше средней температуры по региону, разница может доходить до 10 °C), пониженной влажностью, меньшей светлостью в дневное время и более светлыми ночами. Направление господствующего ветра в соответствии с розой ветров, построенной по данным наблюдений станции Météo-France — юго-западное[6].

Самым жарким за историю метеонаблюдений днём в Париже было 28 июля 1947 года, когда термометры поднялись до 40,4°C[7]. Самая низкая температура была зарегистрирована 10 декабря 1879 года — −23,9 °C[6]. Самая резкая перемена температуры в течение 24 часов — 31 декабря 1978 года: температура упала с +12 °C до −10 °C. Самый сильный ветер — 169 км/ч, декабрь 1999 года (см. также fr:Tempêtes de fin décembre 1999 en Europe)[8]. Понижение температуры ниже 0С считается холодом, а ниже −10С — экстремальным, в этот период мобилизуются социальные службы города для помощи бездомным[9].Климат Парижа (1961-1990)
Показатель Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек Год
Абсолютный максимум, °C 15,3 20,3 24,7 27,8 30,2 34,4 35,4 39,3 32,7 28,0 20,3 17,1 39,3
Средний максимум, °C 6,3 7,9 11,0 14,5 18,1 21,6 23,9 23,6 20,8 16,0 10,1 7,0 15,1
Средняя температура, °C 4,2 5,3 7,8 10,6 14,3 17,4 19,6 19,2 16,7 12,7 7,7 5,0 11,7
Средний минимум, °C 2,0 2,6 4,5 6,7 10,1 13,2 15,2 14,8 12,6 9,4 5,2 2,9 8,3
Абсолютный минимум, °C −13,9 −9,8 −8,6 −1,8 2,0 4,2 9,5 8,2 5,8 0,4 −4,2 −25,6 −25,6
Норма осадков, мм 55 45 52 50 62 53 58 46 53 55 57 55 642
Источник: Relevés Paris-Montsouris 1961-1990

[править]
Экология

Воздушный шар над Парижем, указывающий на состояние воздуха

Как и в любом другом крупном городе, состояние окружающей среды испытывает на себе факторы жизнедеятельности многомиллионного населения. Согласно статистике, столица Франции и прилегающий Парижский регион входят в первую сотню самых густонаселенных аггломераций на планете[10]. В черте города число объектов промышленности невелико вследствие процесса деиндустриализации, начавшегося в середине 20 века, благодаря чему загрязнение почв не является острой проблемой[11], тем не менее шумовое загрязнение, транспортные выхлопы — главные проблемы экологии этого города, следует прибавить к этому также дефицит парковых зон во французской столице и отставание по этому показателю от других крупных европейских городов (14,5 м2 на человека)[12]. С 2002 года повсеместно в Париже существует практика сортировки мусора[13]. Большое внимание уделяется чистоте воздуха, так, например, над Парижем запускается каждый день видимый в радиусе 40 км воздушный шар, цвет которого меняется в зависимости от качества воздуха[14]. Кроме того, наблюдение за состоянием воздуха в городе с 1979 года находится в ведении организации AIRPARIF, уровни загрязнения по шкале от 1 до 10 афишируются на многих электронных табло города[15][16]. Согласно официальным данным, качество воздуха значительно улучшилось за последнее десятилетие по многим параметрам[17]. Что касается речной экосистемы, ещё два десятилетия назад экологическое состояние Сены оставляло желать лучшего, чему может свидетельствовать массовый мор рыбы в 1990 и 1992 годах, в 1988 году Жак Ширак, будучи мэром Парижа заявил, что через 5 лет в Сене можно будет купаться[18], и действительно, за последние годы качество воды в Сене улучшилось по многим параметрам настолько, что сегодня в её водах в городской черте обитает около 28 видов рыб[19]. Большое внимание уделяется зеленым насаждениям, увеличению их разнообразия, благодаря чему Париж считается одной из наиболее зеленых столиц Европы, ведь в городе насчитывается около 487 000 деревьев[20], самому старому из которых (Робиния псевдоакация) в сквере Вивиани в 5 округе посаженному при Генрихе 4 - более 400 лет[21]. В городе также предпринимаются попытки борьбы с шумовым загрязнением, основная причина которого — автомобильный транспорт так например, планируется использовать звукоизоляционные технологии в жилых домах, в дорожном строительстве, ограничение максимальной скорости движения в центре, ужесточить санкции против мотоциклистов[22]. Тем не менее, согласно статистике 54 % опрошенных парижан беспокоит шум, а жилье 150 000 человек выходит окнами на улицу, где уровень шума превышает 70 дБ[23]. Ко всему прочему, Париж также печально известен большим количеством собачьих экскрементов на своих мостовых[24].

Сена - основной водный ресурс Парижа
[править]
Гидрография

Сена оказалась важнейшим фактором для создания и развития города, начало которому положили многочисленные в то время острова на реке. Из островов, лежащих в черте города, наибольший интерес представляет Остров Сите. Заселённый ещё в античные времена, он является колыбелью Парижа. Именно здесь находятся многие исторические памятники, такие как собор Парижской Богоматери, Сент-Шапель, Консьержери.

Традиционно разбиение города на правый берег (торговая, деловая часть города) и левый берег (культурная, образовательная часть города).

Длина Сены в черте Парижа — 12,78 км, глубина её варьирует от 3,8 м (вблизи моста Насьональ) до 5,7 м (у моста Мирабо), ширина русла от 30 м (набережная Монтебелло до 200 м — у моста Гренель). Самый низкий уровень воды в истории — 26,39 м, отметка с историческими уровнями воды находится на стене набережной острова Святого Людовика. Скорость течения воды — 2 км/ч, мощность потока — 273 м3/с, средняя температура — 14,1С[25]. Кроме реки в черте города также имеются каналы: Сен-Мартен, Сен-Дени и Урк общей протяженностью 7,6 км[26].

Сена. Вид на Мост Искусств и остров Сите. Справа — здание Института Франции.
[править]
История

План Лютеции
Основные статьи: История Парижа, Военная история Парижа
[править]
Основание города

Город был образован в середине III века до н. э.[27] из кельтского поселения Лютеция племени паризиев на месте современного острова Сите. Современное название города происходит от имени этого племени. Первое письменное упоминание о Лютеции встречается в 6-ой книге Юлия Цезаря о войне с Галлией в 53 г до н. э.

Когда в 52 году до н. э. римляне после первой неудачной попытки во второй раз попытались подойти к городу, паризии подожгли Лютецию и разрушили мосты. Римляне оставили им остров и построили на левом берегу Сены новый город. Там они возвели термы, форум и амфитеатр. В Римской империи город не имел большого влияния.
[править]
Средние века

План Парижа, 1223 год

Правление римлян закончилось к 508 году с приходом франков.

При Филиппе II Августе была усилена оборона города: в 1190 году была построена городская стена на правом берегу Сены, а в 1210 году — на левом берегу. В это же время на западной окраине Парижа возводится крепость Лувр.

Начиная с XI века Париж — один из центров европейского образования, в первую очередь религиозного. В XIII веке, в результате разногласий среди преподавателей, на левом берегу (современный Латинский квартал) открывается ряд «независимых» коллежей, прародителей современной Сорбонны.

В XIV веке город обносится ещё одной стеной на правом берегу, на месте сегодняшних Больших Бульваров.
[править]
Новое время

Взятие Бастилии

Во времена Людовика XIV королевская резиденция переехала в Версаль, однако Париж по-прежнему оставался политическим центром Франции, благодаря растущему населению и ведущей роли Парижа в экономике страны.

В 1844 году вокруг города строится третья крепостная стена, на месте сегодняшней кольцевой дороги вокруг города. В ближайших окрестностях города были возведены укрепления длиной 39 км с 16-ю фортами, в то время это было самым большим защитным сооружением в мире.

Эйфелева башня была построена к Всемирной выставке 1889 года

Во второй половине XIX века в Париже проходит 5 из 21 Всемирных выставок, что хорошо отражает культурное и политическое влияние города.

После заката Второй империи и захвата Парижа немецкими войсками Парижская коммуна, состоящая из рабочих, ремесленников и мелких буржуа, выступила против временного консервативного правительства республики.

В 90-е годы XIX столетия и первое десятилетие XX века, известные также как «Прекрасная эпоха», Франция переживала небывалый подъём и экономическое развитие.

В годы Второй мировой войны город был занят немецким вермахтом, оккупация продлилась до конца августа 1944 года.

В Париже же начались массовые беспорядки мая 68-го года, приведшие, в конечном счёте, не столько к смене правительства, сколько к коренному переделу общества, смене менталитета французов.
[править]
Население

Динамика изменения
населения Парижа1150 50 000
1200 120 000
1328 200 000
1365 275 000
1422 100 000
1500 150 000
1565 294 000
1590 300 000
1637 415 000
1680 515 000
1750 576 000
1789 650 000
1801 547 800
1810 714 600
1851 1 053 000
1872 1 851 702[28]
1881 2 240 000
1901 2 714 000
1926 2 871 000
1954 2 850 000
1975 2 300 000
1999 2 125 000
2007 2 143 000

Des villages Cassini

На территории Парижа проживает 19,2 % населения региона Иль-де-Франс и 3,5 % населения Франции[29]. Таким образом Париж является самым густонаселённым районом Франции со средней плотностью населения 20 433 чел./км². Плотность населения варьируется в зависимости от округа. Округа с наименьшей плотностью населения — 12-й (8 370 чел./км²) за счёт включения в территорию округа Венсенского леса и 1-й (9 228 чел./км²). Наиболее густонаселённым считается 11-й округ с плотностью населения более 40 000 чел./км²[30].
[править]
Демографические данные

В античные времена и Средние века из-за многочисленных войн, эпидемий и массового голода число жителей зачастую резко падало. Например, во время эпидемии холеры в 1832 году умерло примерно 20 000 человек.

Индустриализация XIX века привела к значительному росту населения. В 1921 году количество населения составило 3 миллиона, эта цифра до сих пор является рекордной за всю историю Парижа. В данный момент в Париже проживает чуть более двух миллионов человек.

Обратная ситуация наблюдается в пригородах за счёт их расширения — в 1921 году здесь проживало 4,85 миллиона человек, в 2006 году — уже 11,6 миллионов.

За счёт того, что после выхода на пенсию большинство парижан переезжают в пригороды и на юг Франции, Париж является довольно «молодым» городом. Здесь проживает большое количество неженатых (незамужних) (51,5 % всего населения города)[31] — средняя парижская семья состоит из 1,88 человек[32]. Суммарный коэффициент рождаемости составляет 1,64 — бо́льшая часть парижских семей имеет всего одного ребёнка[33]. На 2004 год коэффициент рождаемости составил 14,8, коэффициент смертности — 6,6. Таким образом естественный прирост населения составил + 8,1, а общий + 2,1[34].
[править]
Этнический состав

В настоящее время в Париже проживают около 310 000 иностранцев, что составляет 14,5 % населения Парижа[35]. Лишь треть из них — выходцы из ЕС[36]. Большей частью это иммигранты из Португалии, Алжира, Марокко и других стран Европы и Африки.
[править]
Иммигранты Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование.
Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011)


Африканский квартал в 18 округе

Можно утверждать, что столица Франции является местом соприкосновения многих культур. Так, по данным переписи 1999 г. 19,4 % населения Парижа были рождены за рубежом. 4,2 % оказались иммигрантами, прибывшими недавно (1990—1999 гг.), в большинстве своем из Китая и африканского континента. Кроме того, около 15 % парижан являются мусульманами. Первая волна иммиграции, хлынувшей В Париж пришлась на 1820 г. в связи с массовым переездом немецких крестьян бегущих от сельскохозяйственного кризиса, охватившего Германию. С тех пор вплоть до наших дней волны иммиграции периодически накатывают на этот город: на протяжении XIX века в Париж тянуло итальянцев и евреев из Центральной Европы, во французскую столицу устремилась российская аристократия после революции 1917 г., в период между двумя мировыми войнами пришёл черед поляков, затем этнических французов из бывших колоний — новых независимых государств, в 1950—1970 гг. сюда направились испанцы, итальянцы, португальцы, выходцы из стран Магриба, стран Юго-Восточной Азии. Местожительство иммигрантов во многом определяется их этнической принадлежностью. Так чернокожие иммигранты из Африки, в большинстве своем проживают в 18 и 19 округах (в особенности, в квартале Шато Руж), в квартале Бельвиль — китайцы и выходцы из северной Африки. 13 округ известен своим китайским кварталом, а американцы облюбовали аристократичный 16 округ.
[править]
Религия

80 % населения[источник не указан 806 дней] христиане, 75 % относят себя к католикам, большинство из них — католики латинского обряда, некоторые — приверженцы армянского и византийского обрядов. Всего в Париже насчитывается 94 католических общины, кроме того 15 православных церквей, 21 синагога (в Париже проживает 220 000 иудеев), 2 мечети (для 50 000 мусульман, большей частью суннитов), Армянская Апостольская церковь Св. Григория на улице Гижон.

См. также: Знаменитые парижане, Административное деление Парижа.
[править]
Административное деление

20 округов Парижа
Основная статья: Административное деление Парижа

Иногда Париж называют фр. Paris intra-muros (дословно: «внутри стен»), а Париж вместе с ближайшими пригородами (Парижская агломерация) — Grand Paris (фр.) («Большой Париж»).

Париж делится на 20 муниципальных округов, пронумерованных от центра к периферии по спирали по часовой стрелке. Каждый округ в свою очередь разделён на четыре квартала, в каждом из которых есть своё отделение полиции.
Политика
Органы власти

Парижская мэрия

Бертран Деланоэ, мэр Парижа
Основная статья: Мэрия Парижа

С марта 2001 года мэром Парижа является Бертран Деланоэ от Социалистической партии Франции. В 2001 году за него проголосовали 92 из 163 членов городского совета в то время как его конкурент Жан Тибери получил всего лишь 12 % голосов. В марте 2008 года Деланоэ был повторно избран на пост мэра города.
[править]
Города-побратимы

Города-побратимы[37]:
Рим, Италия (1956) — единственный город-побратим Парижа.

Список партнёрских городов — в статье Мэрия Парижа
[править]
Экономика

Деловой квартал Парижа Дефанс

Париж — важнейший экономический центр Франции, здесь производится 10 % ВНП страны[38]. Почти четверть всех производственных предприятий страны открыли в метрополии свои офисы и штаб-квартиры. В городе создано 349 000 предприятий[39] c 1,64 млн рабочих мест в общей сумме, что в пересчете на всех трудоспособных парижан составляет 1,5 рабочего места на человека[31]. Тем не менее, число безработных парижан составляет 8,7 % что однако ниже чем в целом по стране (9,3 %), по данным на конец 2010 года[40].

Основная масса (85 %[41]) рабочих мест Парижа относится к сфере обслуживания. Несмотря на то, что промышленность активно выводится за черту города, она продолжает предоставлять около ста тысяч рабочих мест. Примерно столько же рабочих мест приходится на мелкие предприятия, занятые в области сервиса (35 %), производства (30 %), строительства (20 %) и питания (15 %).

Развит туристический бизнес, В среднем в год французскую столицу посещают 27 млн туристов, что в 12 раз больше численности населения города[42]. B 2007 году китайские туристы потратили 79 млн евро в парижских магазинах такс-фри, японцы — 87 млн евро, русские — 72 млн евро, и американцы — 71 млн евро[43].

Издательство Le Figaro

В Париже расположилась большая часть французских банков, страховых компаний и прочих финансовых предприятий. Основные французские телекоммуникационные компании также расположены главным образом в Париже: Vivendi Universal, Groupe Lagardère, Groupe TF1. В Париже находятся также издательства крупнейших ежедневных газет «Le Figaro», «Le Monde», «Libération», и множество других издательств.

Сегодня Париж (вместе с открытым в 50-60-е годы в пригороде Парижа деловым центром Дефанс) является одним из важнейших торговых центров Европы.

Благодаря сосредоточению французских и международных фирм в городе, Париж обеспечивает примерно треть ВВП страны. Уровень безработицы в городе соответствует среднему уровню безработицы Франции.
[править]
Транспорт

Парижская кольцевая дорога
[править]
Дорожный транспорт

Париж — крупный транспортный узел страны. Исторически основные дороги страны радиусами расходились от столицы, и до сегодняшних дней эти радиусы чётко видны на автомобильной карте Франции. От Парижа радиусами сходятся дороги со всех возможных направлений: А1 из Лилля, А4 из Реймса, А5 из Дижона, А6 из Лиона, А77 из Невера, А10 из Орлеана, А13 из Руана и А16 из Амьена.

Непосредственно вокруг города построена кольцевая автомагистраль, имеющая от 2 до 4 полос движения в каждую сторону. Ещё две кольцевые дороги — A86 и A104[44] — позволяют транзитному транспорту объехать Париж, не заезжая в город.
[править]
Авиатранспорт

Самолёт Air France в парижском аэропорту Шарля де Голля

Париж обслуживают два крупных международных аэропорта, которые соединяют французскую столицу с 529 городами в 136 странах мира, и цифры пассажиропотока которых выводят французскую столицу на пятое место в мире и второе место в Европе.[45]:
«Шарль де Голль» с 58,2 млн пассажиров в год (данные 2010 года) является вторым в Европе по объёму пассажироперевозок (после лондонского аэропорта Хитроу).
«Орли» с 25,2 млн пассажиров (данные 2010 года) стоит на 11-м месте в Европе. Примерно половина трафика аэропорта приходится на внутренние рейсы.

В ведомстве компании Aéroports de Paris находится также 12 мелких аэропортов и аэродромов парижского региона, в том числе:
Аэропорт Ле Бурже — известен проходящим там авиасалоном.

Бюджетные авиакомпании могут использовать находящиеся на некотором удалении от Парижа аэропорты для своих «парижских» рейсов:
Аэропорт Ватри (фр. Aéroport Paris — Vatry, 140 км на восток от Парижа).
Аэропорт Бовэ (фр. Aéroport de Beauvais-Tillé, 80 км на север от Парижа).
[править]
Железнодорожный транспорт

Вокзал Сен-Лазар, перед ним — вход на 14-ю линию метро

Железнодорожные линии парижских вокзалов соединяют столицу со всеми регионами Франции и соседними странами. Скоростные поезда доставляют пассажиров в считанные часы в крупнейшие города и столицы соседних государств (Париж-Брюссель - 1 час 20 мин, Париж-Лондон - 2 часа 20 мин, Париж-Амстердам - 3 часа 15 мин)[46]. Связь между вокзалами хорошо налажена с помощью общественного транспорта.

Лионский вокзал
Вокзал Сен-Лазар — Нормандия.
Северный вокзал — северное направление (TGV), Великобритания (Eurostar), Бельгия и Голландия (Thalys).
Восточный вокзал — восточное направление, Германия, Австрия.
Лионский вокзал — регионы Центр и юго-восток (TGV), Альпы, Швейцария, Италия.
Вокзал Берси — Альпы, Италия (ночные поезда).
Вокзал Аустерлиц — юго-западное направление (TGV), Испания, Португалия.
Вокзал Монпарнас — Бретань и запад Франции (TGV).

Для грузоперевозок используются вокзалы Лё Бурже, расположенный в одноименной коммуне, и Vaires, с идущей от него Большой кольцевой дорогой (Grande Ceinture).

Весной 2011 года в РЖД началось обсуждение проекта запуска международного поезда Москва — Париж, проходящего через Берлин. Поезд будет формироваться российской стороной, планируемое время в пути составляет 41 час.[47]
[править]
Общественный транспорт
Основная статья: Парижский общественный транспорт

RER в парижском аэропорту им. Шарля де Голля

Общественный транспорт французской столицы представлен подземными видами (метро и RER) и надземными (автобус и трамвай), а также водным (Voguéo) и сетью велопроката Vélib и конечно же такси, коих в городе 16 623[48].

Основной оператор парижского общественного транспорта — RATP (фр. Régie Autonome des Transports Parisiens), в чьем ведении находятся все линии метро и автобусные маршруты, три линии трамвая и две линии RER[49]. Трамвайная линия T4 и большинство линий RER обслуживаются французскими железными дорогами (SNCF).

Парижский метрополитен

Поезд парижского метро пересекает Сену

Самым удобным и быстрым транспортом Парижа считается метро, открытое в июле 1900 года и состоящее из 14 линий общей протяжённостью 212,5 км с 300 станциями и фуникулером Монмартра[50], что делает его сеть самой плотной в мире, в городе нет места, удаленного от ближайшей станции метро более чем 500 метров[51]. С 1998 года в системе функционирует 14 линия — первая в мире автоматическая линия метрополитена[52].

Идея создания скоростной сети RER возникла в 1960-х годах в связи со стремительным ростом пригородов Парижа, не охваченных метрополитеном[53]. Сегодня cеть RER (региональное экспресс-метро) — 5 линий пригородных электричек (A, B, C, D, E), проходящиx через центр Парижa, с узловых станций RER осуществляется удобная пересадка на линии метрополитена.

Пункт проката велосипедов на площади Бастилии

С 1992 года в связи с возросшей плотностью транспортного потока возникла необходимость возродить в Париже трамвайные линии, прекратившие существование в 1937 году[54]. Непосредственно из всей сети трамвая региона Иль-де-Франс в границах города проходит лишь одна весьма популярная среди парижан линия трамвая (Т3), в то время как остальные функционируют в пригородах. Hа 2012 год запланировано продление линии[55].

Автобусная сеть в Париже существует с 1906 года, сегодня она насчитывает 60 маршрутов[56], а также ночные автобусы Noctilien[57]. Некоторое время в Париже существовали троллейбусы. Их расцвет пришёлся на годы оккупации, но в 1966 году троллейбусная сеть была ликвидирована.

С 2007 года действует сеть автоматических пунктов проката велосипедов — Vélib', состоящей из 1450 пунктов проката через каждые 300 метров. По утверждению представителя парижской мэрии, это самый быстрый способ перемещения в черте города, которому уступает даже метро и автомобили[58].

С 2008 года действует сеть катамаранов Voguéo между Аустерлицким вокзалом и Мезон Альфором[59][60].

На всех видах транспорта в черте города принимается билет Ticket t+[61], однодневные абонементы Mobilis[62] и Ticket jeune Week-end для лиц моложе 26 лет[63], а также одно- или многодневный абонемент Paris Visite[64] или проездной билет Navigo[65].
[править]
Образование и наука

Сорбонна

Университет Париж-Дофин

Самые престижные учебные заведения Франции находятся в её столице.

Самый известный Парижский университет — Сорбонна — был основан в 1257 году Робером де Сорбон с целью обучить несколько десятков бедных студентов богословию[66]. Довольно быстро Сорбонна (своё название университет получил лишь в XIV веке) стала самым крупным и престижным образовательным учреждением Парижа и Франции. Вокруг Сорбонны образовался знаменитый Латинский квартал, чьё название затем распространилось и на студенческие кварталы других городов. В 1968 году Парижский университет был реформирован и разделён на 13 независимых вузов, 5 из которых сейчас располагаются в пригородах Парижа[67].

Овальный зал в старом здании Национальной библиотеки

В Париже также расположен Институт Франции (Institut de France), состоящий из 5 академий, главной и самой престижной из которых считается Французская Академия, ставшая частью Института в 1803 году. Французская Академия произошла из парижского литературного кружка, основанного в 1629 году Валентэном Конраром. Статус государственного научного учреждения Академия получила В 1635 году[68].

Другими престижными учебными заведениями являются Коллеж де Франс, Политехническая школа, Высшая нормальная школа, Католический институт, Горный институт и Национальный институт управления.

Самая большая библиотека Парижа — Национальная библиотека Франции, основанная в 1368 году королём Карлом V из своей личной библиотеки в Лувре. На момент основания библиотека насчитывала всего 911 манускриптов, так как в те времена было принято уничтожать после смерти монарха все его документы. Этот обычай нарушил Людовик XI, с которого и началось расширение фонда. В 1988 году президент Франсуа Миттеран объявил о строительстве нового здания Национальной библиотеки по проекту архитектора Доминика Перро. Сейчас библиотека насчитывает более 10 миллионов печатных изданий[69].
См. также статью: Государственные высшие учебные заведения Франции.
[править]
Архитектура

Эйфелева башня в свете восходящего солнца
Основная статья: Османизация Парижа

Жилой дом, 7 округ Парижа

Двор Пале-Рояль

Внешний вид современного города был задан в середине XIX века в результате грандиозной перестройки. Многие века до этого он представлял собой лабиринт узких улиц и деревянных домов. В 1852 году по плану усовершенствования города, задуманному бароном Османом, были разрушены целые кварталы ветхих построек, а на их месте появились широкие проспекты и выстроенные в единую линию каменные здания в неоклассическом стиле, столь характерные для новой эпохи буржуа. Принципы градоустройства времён Наполеона III и сейчас не потеряли своей актуальности: высота и размеры зданий подчиняются единому закону равномерности, и с середины XIX в. было сделано всего лишь несколько исключений из правил. Благодаря этому Париж остается «плоским».

Типичным для архитектуры Парижа является особый вид особняков — hôtel particulier. Такой особняк представляет собой богатый частный дом П-образной формы с внутренним двором и садом с тыльной стороны средней части здания. Большинство построек были выполнены в XVII—XVIII веках, для построек XVIII века отличительной чертой является замкнутый со всех четырёх сторон двор. Наиболее внушительный пример тому — здание Пале Рояль, королевского дворца с внутренней площадью, фонтаном и парком. Большинство сохранившихся городских особняков расположены в квартале Маре, к примеру Отель Субиз, Отель Сале и Отель Карнавале.

Неизменные границы города, его чёткий план устройства и нехватка места для нового строительства постепенно превратили город в действующий и живущий музей. Ради сохранения великого наследия законы затрудняют постройку новых зданий и коммуникаций в центре, поэтому значительное число деловых организаций переехало или планирует переезд в удобные пригороды. Уже сейчас за пределами исторического города находятся бизнес-район Дефанс, крупный продовольственный рынок (район Ранжис), важные образовательные учреждения (Политехнический институт), научные лаборатории, спортивные сооружения (стадион Стад де Франс) и даже министерства (к примеру, Министерство транспорта). Все они, однако, удобно соединены с центральной частью Парижа линиями метрополитена.

Район Дефанс, расположенный на северо-западе Парижа.
[править]
Достопримечательности

В Париже находится огромное количество достопримечательностей, к числу которых относятся не только архитектурные постройки, но также и улицы, мосты и площади.

Триумфальная арка

Дом Инвалидов

Базилика Сакре-Кёр

Елисейские поля

Самая известная парижская достопримечательность — это ажурная металлическая Эйфелева башня, построенная по проекту инженера Эйфеля. Башня задумывалась как временная постройка, служащая входом на Всемирную выставку 1889 года. Но она не только пережила само это мероприятие, но и стала с тех пор истинным символом города.

На севере и на юге от Эйфелевой башни над линией горизонта возвышаются базилика Сакре-Кёр, построенная на вершине холма Монмартр, и одинокая башня Тур Монпарнас, особенно выделяющаяся на фоне своего «плоского» района.

Историческая ось памятников архитектуры пересекает город из центра на запад. Начинаясь от знаменитого на весь мир музея Лувр, она продолжается через сад Тюильри, проспект Елисейские поля до Триумфальной арки, построенной в XIX веке в центре площади Звезды. В 1960-х гг. на продолжении линии был построен квартал Дефанс, центром которого стала Большая арка Дефанс.

В самом центре исторической части находится Дом инвалидов, в котором расположен военный музей, здесь же покоятся останки Наполеона Бонапарта. Тут же и бывшая церковь Пантеон, охраняющая вечный покой некогда знаменитых французских деятелей.

Ещё одно напоминание о пылавших боях за свободу французского народа — статуя Свободы, установленная на Лебедином острове. Оригинал этой статуи был подарен Соединённым Штатам Америки в 1886 году, и с тех пор встречает путешественников в порту Нью-Йорка.

Исторический центр города — острове Сите, где находятся две самых знаменитых церкви Франции: Собор Парижской Богоматери и Святая капелла. Рядом с островом Сите расположен ещё один остров — Сен-Луи, известный своим мороженным, признанным одним из лучших в мире.[70]

Архитектурные направления XX века оставили городу такие памятники как Культурный центр имени Жоржа Помпиду, в котором сейчас расположен музей современного искусства, новое здание оперы на площади Бастилии, торговый центр Ле-Аль, построенный на месте «Чрева Парижа», а также район Дефанс, представляющий собой архитектурный комплекс из небоскрёбов и зданий и сооружений с авангардными формами.

Представляет также несомненный интерес парковый ансамбль Научно-промышленный городок, в котором находится крупный музей науки и техники.

Вид на Сену, остров Сите с собором Парижской Богоматери и остров Сен-Луи

См. также Список парижских дворцов, Список самых высоких зданий региона Иль-де-Франс, Список улиц Парижа
[править]
Кладбища
Основная статья: Кладбища Парижа

кладбище Пер-Лашез

Катакомбы Парижа

По сложившейся христианской традиции усопших старались хоронить на прилегающей к церкви земле. В 1786 году из-за соображений общественной гигиены было решено прекратить захоронения на переполненных кладбищах при церквях в центре города и их закрыть, a останки с этих кладбищ перенести в подземные выработанные каменоломни к югу от Парижа[71] (современные Катакомбы Парижа в 14 округе)[72]. Открытие крупнейших парижских кладбищ относится к началу 19 века, эпохе правления Наполеона I[73]. Развитие города привело к тому, что эти кладбища, находившиеся некогда на окраинах, оказались своего рода зелёным оазисом спокойствия в центре различных кварталов шумной столицы. Всего в Париже насчитывается 14 кладбищ и, согласно статистике, на них растет около 34 000 деревьев[74]. Многие великие люди Франции и всего мира нашли свое последнее пристанище на кладбищe Пер-Лашез, настоящем некрополе-музее похоронного искусства 19 века под открытым небом[75], кладбище Монмартра, лабиринта на 11 гектарах[76], Монпарнас, благодаря своей строгой планировке снискавшее название «бухты спокойствия»[77] и кладбище Пасси, небольшое, но с самой высокой плотностью знаменитостей на квадратный метр[78].
[править]
Культура и досуг
[править]
Париж в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО

Набережные Сены

Набережные Сены в 1991 году[79] вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Пригородные Дворец Фонтенбло[80] и Версальский дворец[81] были внесены в список в 1979 и 1981 году соответственно.
[править]
Музеи

Открытый в 1793 году в бывшей резиденции французских королей музей Лувр состоит из 8 тематических отделов где на площади 60 600 м2 представленa одна из крупнейших мировых коллекций, состоящая из 35000 экспонатов — шедевров западноевропейского искусства средних веков вплоть до 1848 года, а также античных цивилизаций древних египтян, древних римлян, этрусков, цивилизаций ближнего востока и искусства исламских народов[82]. Именно в нём хранятся такие мировые шедевры, как Мона Лиза (Джоконда) и Венера Милосская.

Лувр с подсвеченной стеклянной пирамидой, служащей главным входом в музей

Лувр. Крыло Ришелье

Музей Орсе

Музей Орсе расположился в здании бывшего железнодорожного вокзала Орсэ на берегу Сены. Вокзальное здание было построено по проекту Виктора Лалу в 1900 году для сообщения между Парижем и Орлеаном, однако было закрыто в 1939 году. В 1980-х годах под руководством Гае Ауленте здание переделали под новый музей. Музей Орсе прежде всего знаменит коллекцией французских импресионистов. Вместе с тем здесь выставляются картины, скульптуры, фотографии и мебель периода 1848—1914 годов.

Построенный в 1977 году по проекту Ренцо Пиано, Ричарда Роджерса и Жанфранко Франчини Культурный центр Жоржа Помпиду является главным центром современного искусства Франции. В здании находится не только музей современного искусства, но и библиотека, кинозалы, книжные магазины и студии детского творчества. Примечательно само устройство здания — вся инфраструктура (лифты, вентиляционные шахты, эскалаторы) вынесена наружу и раскрашена в яркие цвета.

Музей Пикассо содержит всего лишь около 250 картин, но является одним из самых красивых музеев Парижа. Экспозицию составляют работы самого Пикассо, а также собранная им коллекция работ других художников — Жоржа Брака, Поля Сезанна, Анри Матисса и Амедео Модильяни. Музей расположился в отстроенном в 1656—1659 годах особняке Сале в квартале Маре.

Малый дворец

В средневековом дворце аббатов Клюни сейчас находится Музей Средневековья (Музей Клюни) с коллекцией средневековых предметов искусства. Отсюда можно попасть в сохранившиеся руины терм галло-римского периода. В сентябре 2000 года рядом со зданием музея был разбит средневековый сад (jardin médiéval) площадью 5000 м².

К Всемирной выставке 1900 года в качестве выставочных залов был спроектированы Большой и Малый дворцы. В Большом дворце не только выставляются предметы искусства, но также и проходят различные ярмарки-выставки, например, автомобильная выставка Mondial de l’automobile de Paris. В Малом дворце нашли место коллекции живописи французского и итальянского Ренессанса, а также картины фламандских и голландских мастеров.

См. также Список музеев Парижа.
[править]
Театры

Опера Гарнье

Комеди Франсез

Парижская опера внесла значительный вклад в развитие оперного искусства. Сегодня в Париже

Если Вам понравилось, поделитесь со своими друзьями в соц. сетях
julijak0 комментариев547
Похожие статьи
Информация
Добавление комментариев разрешено только зарегестрированным пользователям.
Комментариев нет...
Детский портал kinder-online.ru
© 2008-2024 Детские блоги kinder-online.ru
Все права защищены.Написать нам