Макияж зависит от времени года, времени суток (утро, день, вечер), а главное — от своего назначения, требует полной гармонии со всем внешним видом, с одеждой, аксессуарами, бижутерией, маникюром. Зачастую выделяют дневной (повседневный) и вечерний (торжественный) макияж.
Макияж связан с модными художественными направлениями, — именно они задают цветовую гамму, форму бровей, губ, глаз. Сегодня макияж подчиняется трем направлениям в моде: классическому, романтическому и авангардному. Более спокойные тона и оттенки свойственны классическому и романтическому макияжу, контрастность, вычурность и вызывающая гамма цветов — авангардному.
По цветовой гамме принято разделять макияж на «тёплый» (преобладание желтых, зеленых, коричневых и бежевых оттенков) и «холодный» (розовые, серые, синие и фиолетовые оттенки). Тональность в основном определяется формой лица, цветом волос и кожи.
Из истории
Овидий в «Науке любви» в начале Новой эры: «Редко встречаешь лицо без изъяна. Скрывайте изъяны // В теле своем и лице, если под силу их скрыть!»
Джильс Флетчер описал косметические пристрастия москвичек в конце XVI века: «Женщины, стараясь скрыть дурной цвет лица, белятся и румянятся так много, что каждый может заметить»В начале XVII века в моде по-прежнему сохранялось обильное использование белил, а также замена бровей (выщипывали полностью!) на искусственные. П.Петрей заметил, что женщины «глаза, шею и руки красят разными красками, белою, красною, синею и тёмною: чёрные ресницы делают белыми, белые опять чёрными или тёмными и проводят их так грубо и толсто, что всякий это заметит, особливо же, когда ходят в гости или в церковь, потому что их не часто выпускают бродить по улицам, разве только в праздники или для посещения друзей и родных»
От Адама Олеария известно, что «женщины среднего роста, в общем красиво сложены, нежны лицом и телом, но в городах они все румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску. Они чернят также, а иногда окрашивают в коричневый цвет брови и ресницы». Иногда применение макияжа доходило до абсурда, о чём упоминает тот же Олеарий: «Нечто подобное произошло в наше время. Знатнейшего вельможи и боярина князя Ивана Борисовича Черкасского супруга, очень красивая лицом, сначала не хотела румяниться. Однако её стали донимать жёны других бояр, зачем она желает относиться с презрением к обычаям и привычкам их страны и позорить других женщин своим образом действий. При помощи мужей своих они добились того, что и этой от природы прекрасной женщине пришлось белиться и румяниться и, так сказать, при ясном солнечном дне зажигать свечу»
Мода на румяна продержалась, по крайней мере, до конца XVII века, о чем упоминает, в частности Чарльз Карлейль: «особенно достойно замечания, что женщины, будучи вообще от природы красивы и стройны, много румянятся, не допуская возможности без этого быть красивыми. Женщины других наций румянами скрадывают свое безобразие, эти же только портят свою красоту. К тому же румяны, употребляемые ими, столь грубы, что нет нужды быть близко, чтобы их не заметить»
По свидетельству С.Коллинза – личного врача царя А.Романова – в XVII веке и ранее женская косметика изготавливалась на основе крайне токсичных металлов: свинца и ртути
Во второй половине XX века появились специальные разделы в журналах мод, а также в популярных журналах, которые были посвящены макияжу.
Сегодня макияж стал частью не только женской внешности, но и мужской.