Постоянных пользователей: 29482
Девочек: 11817
Мальчиков: 17664
Новых за сутки: 2
» (((просто так))) » всё всё всё
Админ: StefaFotoArt

Всё обовсём!!! Здоровье, красота, общество! Надеюсь Вам будет полезен мой блог!=)))
Поиск по блогу:




ТегиПравила блога Лист новостей
Репутация блога: 19± Место в топе: --
+5
15 января 2011 14:28
Кассовые сборы
В США:
$760 505 847 27.3%
В других странах:
$2 020 624 407 72.7%
В России:
$117 997 128
Общие сборы:
$2 781 130 254

Затраты
Бюджет:
$237 000 000
Маркетинг:
--
Итого:
$237 000 000


Не следует путать с Аватар: Последний маг воздуха. О других значениях термина см. Аватара (значения).
Аватар
Avatar

Жанр фантастика, боевик, драма, приключения

Режиссёр Джеймс Кэмерон

Продюсер Джеймс Кэмерон
Джон Ландау

Автор
сценария Джеймс Кэмерон

В главных
ролях Сэм Уортингтон
Зои Салдана
Сигурни Уивер
Стивен Лэнг
Джоэль Мур
Джованни Рибизи
Мишель Родригес

Оператор Мауро Фиоре

Композитор Джеймс Хорнер

Кинокомпания Lightstorm Entertainment
20th Century Fox

Длительность 162 минуты[1]

Бюджет $237 млн[2]

Сборы $2 779,5 млн[3]

Страна США

Язык английский,
на’ви

Год 2009

IMDb ID 0499549

Выход фильма «Аватар» (оригинальное название — Avatar)

«Авата́р» (англ. Avatar) — американский фантастический фильм, снятый Джеймсом Кэмероном по собственному сценарию. Действие фильма происходит в 2154 году на Пандоре — луне в звёздной системе Альфы Центавра.

Работать над «Аватаром» Кэмерон начал в 1994 году, когда написал 80-страничный набросок сценария[4]. Съёмки намечались после завершения работы над «Титаником», и фильм должен был выйти в 1999 году, но, по словам самого Кэмерона, технологии того времени не были готовы воплотить его видение фильма[5]. Работа над языком, которым пользуется инопланетная раса в фильме, началась летом 2005 года, а в начале 2006 года Кэмерон всерьёз занялся сценарием и вымышленной вселенной «Аватара»[6].

Фильм демонстрируется как в традиционном варианте, так и в форматах 3D: RealD 3D, Dolby 3D и IMAX 3D. Многие считают «Аватар» — прорывом в области технологии производства фильмов, благодаря стереоскопическим камерам, специально сконструированным для съёмок фильма[7]. Некоторые критики полагают, что значение этого фильма Джеймса Кэмерона для киноиндустрии сравнимо с появлением цветного кино[8].

Мировая премьера «Аватара» состоялась в Лондоне 10 декабря 2009 года, а в широкий прокат фильм вышел 18 декабря. 25 января 2010 года, собрав $1,8 млрд, «Аватар» стал самым кассовым фильмом всех времён, побив рекорд предыдущего фильма Джеймса Кэмерона — «Титаник». При этом следует отметить, что «Титанику» для достижения отметки 1,8 млрд потребовалось 40 недель, а «Аватару» — всего 6[9]. «Аватар» — первый и пока единственный фильм, собравший в прокате больше $2 млрд[10], и один из семи фильмов, заработавших больше $1 млрд. В России «Аватар» также стал самым кассовым фильмом в истории[11]. Принимая во внимание коммерческий успех ленты, Джеймс Кэмерон выразил готовность снять два сиквела[12][13].

Содержание [убрать]
1 Сюжет
2 В ролях
2.1 Люди
2.2 На’ви
3 Мир Пандоры
4 История создания
4.1 Технологии
4.2 Язык На’ви
5 Сюжетные параллели
5.1 Параллели с историческими событиями
5.2 Параллели с индуизмом
5.3 Параллели с другими художественными произведениями
6 Музыка к фильму
7 Выход в прокат
7.1 Специальная версия
7.2 Маркетинг
7.3 Кассовые сборы
8 Награды и номинации
9 Отзывы и рецензии
10 Интересные факты
11 Примечания
12 Ссылки

[править] Сюжет
Действие фильма происходит в 2154 году на планете Пандора, похожем на Землю спутнике газового гиганта Полифем. Корпорация RDA (Resource Development Administration, Управление по разработке ресурсов) добывает на этой планете необычайно ценный минерал анобтаниум. Этой операцией управляет Паркер Селфридж, начальник колонии людей.

Условия на Пандоре похожи на земные, но атмосфера ядовита для человека, поэтому люди носят маски с фильтрами. Пандору населяют На’ви — трехметровые синекожие гуманоиды, живущие в гармонии с природой и поклоняющиеся божеству Эйве.

Из-за добычи анобтаниума, вредящей экосистеме Пандоры, и истребления коренных жителей отношения между людьми и На’ви ухудшились. Для освоения биосферы и налаживания отношений была запущена программа «Аватар»: искусственное выращивание тел (аватаров), полученных путём конвертации ДНК людей в навитранскриптазу (аналогичное ДНК по предназначению соединение). Тело аватара, внешне очень похожее на На’ви, приспособлено к условиям Пандоры, оно удалённо управляется человеком-оператором с помощью сопоставления нервных систем оператора и его аватара.

Основной сюжет фильма сосредотачивается вокруг истории Джейка Салли — бывшего морского пехотинца, который в результате полученного в военном конфликте в Венесуэле ранения прикован к инвалидной коляске. Его брат-близнец Том, учёный, готовившийся к участию в программе «Аватар», был убит грабителем. Поскольку дорогостоящий аватар может быть использован только человеком с ДНК, использованной при его создании, агенты RDA предлагают Джейку занять место брата в программе «Аватар». С этого момента начинается его новая жизнь на Пандоре.

На Пандоре Джейк знакомится с Нормом Спеллманом, коллегой Тома Салли по программе «Аватар», и Максом Пателом, ассистентом Грэйс Огустин — главы программы «Аватар». Грэйс не восторге от Джейка, но после разговора с Селфриджем вынуждена использовать его телохранителем в своём отряде. На базе Джейк встречает Труди Чакон — пилота вертолёта, которая летает с учёными в экспедиции, и полковника Майлза Куоритча — начальника службы безопасности колонии. Полковник поручает Джейку внедриться в один из кланов На’ви — Оматикайя, — чтобы узнать, как принудить их к сотрудничеству, или как их прогнать. Дело в том, что Дерево Дома клана Оматикайя находится на крупном месторождении анобтаниума. В награду за информацию полковник обещает, что поможет Джейку по возвращении домой пройти дорогостоящие медицинские процедуры для того, чтобы он снова смог ходить.

Вскоре Джейк проводит свой первый сеанс в теле аватара, в ходе которого он, восхищённый новыми ощущениями и вновь обретённой возможностью ходить, сбегает из лаборатории и встречает аватара Грэйс. Позже команда Грэйс вылетает в джунгли, где на Джейка в теле аватара нападает танатор — огромный свирепый хищник, похожий на пантеру. Джейк спасается бегством и в результате отбивается от группы. Ночью на него нападает стая змееволков. Он с трудом отбивается от них. Внезапно появившаяся Нейтири, дочь вождя племени Оматикайя - Эйтукана, спасает ему жизнь, но при этом ругает Джейка за его поведение в лесу. Она пытается его прогнать, но видит семена Дерева Души, садящиеся на Джейка. Расценивая это как знак Эйвы, она приводит Джейка в свой клан. Мо’ат, мать Нейтири и духовный лидер клана (цахик), оказывается весьма заинтересована Джейком и поручает Нейтири обучить его обычаям На’ви.

Позже, на базе, Макс подслушивает доклад Джейка Куоритчу и Селфриджу и сообщает об этом Грэйс. Чтобы избежать их влияния, Грэйс принимает решение перевести команду в мобильный блок, находящийся в парящих в воздухе горах Аллилуйя.

В процессе обучения у На’ви Джейк начинает всё больше и больше уважать народ Оматикайя и их обычаи. Он проходит испытание по укрощению икрана (земное название - банши) — летающего, похожего на птеродактиля хищника. В конце обучения Джейка посвящают в члены клана; позже Джейк и Нейтири спариваются под Деревом Голосов — одной из святынь На’ви. Утром дерево разрушает бульдозер, и Джейк, пытаясь его остановить, ломает камеру наблюдения бульдозера. Куоритч узнаёт об этом и приходит в бешенство. В клане на Джейка нападает Цу’тэй — первый воин клана и его будущий вождь, которому Нейтири была обещана в жёны. В порыве ревности он чуть не убивает Джейка, но тот его обезоруживает. После того, как полковник Куоритч выключает сеанс аватара Джейка, Цу’тэй пытается перерезать горло обездвиженному телу аватара, но Нейтири ему мешает.

Грэйс пытается объяснить Селфриджу, что разрушение Дерева Дома отрицательно скажется на состоянии биосферы Пандоры, но Селфридж не придаёт её доводам значения. После этого полковник Куоритч показывает запись из видеодневника Джейка, в которой Джейк высказывает мнение, что Оматикайя не оставят своё Дерево Дома. Селфридж разрешает Куоритчу операцию по уничтожению Дерева. Грейс и Джейку в отчаянии удаётся уговорить Селфриджа разрешить им попытаться уговорить Оматикайя уйти. Джейк рассказывает клану о своей миссии, после чего Нейтири обвиняет его в предательстве. Куоритч во главе отряда вертолётов наносит удар по Дереву; Труди, как пилот участвующая в операции, в итоге отказывается стрелять. В ходе атаки на Дерево погибает Эйтукан. Джейка, Грэйс и Норма помещают под арест за неповиновение. Позже Труди и Макс вызволяют их из карцера; Джейк, Грэйс, Норм и Труди совершают побег с базы, в ходе которого Куоритч серьёзно ранит Грэйс.

Чтобы вновь обрести доверие племени, Джейк укрощает Торука (земное название - Большой Леоноптерикс) — грозного летающего хищника, прозванного На’ви «Последняя тень» (поскольку для многих его появление становилось действительно последним, что виделось в жизни),— и становится шестым Торук Макто (до него укротить Торука удалось только пяти На’ви, среди которых был и прадед прадеда Нейтири). Джейк просит Мо’ат помочь тяжело раненной Грэйс, и весь клан обращается к Эйве с просьбой перенести душу Грэйс из её человеческого тела в тело её аватара; но попытка не удаётся. Джейк обращается с речью к племени, и с помощью Нейтири и Цу’тэя объединяет пятнадцать кланов для борьбы с людьми. Куоритч, заметив мобилизацию На’ви, решает нанести упреждающий удар, выбрав для атаки главную святыню На’ви — Дерево Душ. Его разрушение, по плану Куоритча, вызовет потерю у На’ви связи с Эйвой и деморализует их. Той же ночью Джейк просит у Эйвы помощи в борьбе с людьми.

В ходе нападения людей На’ви удаётся убить несколько солдат и сбить несколько вертолётов, но они несут тяжёлые потери. При попытке остановить шаттл-бомбардировщик погибает Цу’тэй; аватар Норма убит; Куоритч сбивает вертолёт Труди огнём со своего боевого корабля. Нейтири лишается своего икрана. Неожиданно для всех зоосфера Пандоры включается в борьбу с людьми. Танатор находит Нейтири и смиренно становится послушным ей зверем. Джейку удаётся уничтожить шаттл и боевой корабль, но полковник, забравшись в экзоскелет, в последний момент выпрыгивает из подбитого корабля. Он обнаруживает мобильный блок, в котором в саркофаге оператора лежит Джейк, и только внезапное нападение Нейтири верхом на танаторе останавливает полковника. Куоритч убивает танатора и уже готовится убить Нейтири, придавленную трупом животного, когда появляется Джейк. Завязывается драка с полковником, в ходе которой Куоритч разбивает стекло в мобильном блоке, что приводит к проникновению воздуха Пандоры внутрь блока. Тем временем Нейтири выбирается из-под танатора и в последний момент убивает Куоритча, приготовившегося прикончить аватара Джейка. Потом она вовремя обнаруживает и спасает его человеческое тело.

В конце фильма оставшимся в живых людям, в том числе и Селфриджу, разрешено вернуться на загрязнённую, лишённую природной среды Землю с условием, что хищническая разработка анобтаниума на Пандоре будет полностью прекращена. Норму, Максу и некоторым операторам аватаров позволено остаться на Пандоре. В конце Джейк окончательно порывает со своим неполноценным человеческим телом и с помощью Эйвы переносится в тело своего аватара.

[править] В ролях
[править] Люди
Сэм Уортингтон — Джейк Салли (англ. Jake Sully), парализованный отставной морской пехотинец, участник программы «Аватар», в которой человек дистанционно управляет телом На’ви, специально созданным для него[14]. Уортингтон вспоминает, что получение этой роли стало для него неожиданностью: «В то время я был никому не известным австралийским актёром. К тому же эта роль принесла мне денег, в которых я тогда очень нуждался»[15]. Во время работы над фильмом он много общался с братом режиссёра, бывшим морским пехотинцем[16]. Освоение инопланетного языка, по его словам, давалось ему легче американского акцента[16].
Сигурни Уивер — Грэйс Огустин (англ. Grace Augustine), биолог, глава программы «Аватар», оператор аватара. Обучает Джейка Салли[17]. Волосы Уивер частично окрашены в красный цвет[18]. Одно время этот персонаж носил имя Шипли (по аналогии с Рипли из «Чужих»)[19]. Будучи «очень целеустремлённым и очень идеалистичным», этот персонаж напоминает Уивер самого́ Кэмерона[20].
Мишель Родригес — Труди Чакон (англ. Trudy Chacón), пилот боевого вертолёта, работавшая совместно с учёными в программе «Аватар». Кэмерон захотел поработать с Родригес после того, как увидел её в фильме «Женский бой» (2000)[21].
Джованни Рибизи — Паркер Селфридж (англ. Parker Selfridge), начальник земной колонии, недалёкий и эгоистичный делец, которого интересует только прибыль[22].
Стивен Лэнг — Майлз Куоритч (англ. Miles Quaritch), полковник, руководитель военного гарнизона (комендант) колонии землян на Пандоре. Лэнг пробовался на одну из ролей в фильме Кэмерона «Чужие» (1986), которую он не получил, но режиссёр запомнил Лэнга и пригласил его сняться в «Аватаре»[21]. Манола Даргис и Джеймс Берардинелли, среди прочих, особенно выделили актёрскую работу Лэнга, который в последнее время не избалован предложениями режиссёров[23]. По словам Берардинелли, он сыграл настоящего сукина сына, которым невозможно не восхищаться. Подобно герою Р. Дюваля в «Апокалипсисе сегодня», полковник «обожает запах напалма по утрам»[24][25].
Джоэл Дэвид Мур (англ.)русск. — Норм Спеллман (англ. Norm Spellman), антрополог, изучающий растительные и животные формы жизни (так же, как и персонаж Уивер). Так же, как Джейк и Грейс, является оператором аватара[26].
Дилип Рао (англ.)русск. — Макс Патэл (англ. Max Patel), учёный, работающий в программе «Аватар».
Мэтт Джеральд (англ.)русск. — Лайл Уайнфлит (англ. Lyle Wainfleet), капрал. Отрицательный персонаж[27].
[править] На’ви
Зои Салдана — Нейтири (англ. Neytiri), дочь вождя одного из туземных кланов — Оматикайя, которая по наказу матери берётся за обучение Джейка обычаям На’ви. Впоследствии они друг в друга влюбляются. Общаясь с Джейком, говорит на ломаном английском с сильным акцентом. Персонаж создан при помощи технологии Motion Capture[28]. Салдана уже дала согласие на участие в сиквеле фильма[29].
(англ.) Уэс Стьюди — Эйтукан (англ. Eytucan), вождь племени Оматикайя, отец Нейтири.
Си Си Эйч Паундер — Мо’ат (англ. Mo'at), духовный лидер (верховная жрица, официально именуется Цахик) клана Оматикайя, мать Нейтири.
(англ.) Лэз Алонсо — Цу’тэй (англ. Tsu'tey), первый воин клана Оматикайя, после гибели Эйтукана — вождь клана.
Питер Менса — Аквей (англ. Akwey), вождь клана Всадников равнины.
[править] Мир Пандоры
Основная статья: Пандора (планета, Аватар)

Горы Хуаншань.Живым существам на планете свойственна биолюминесценция: они мерцают в темноте. Многие представители животного мира напоминают доисторических обитателей Земли[30]. Животные находятся в таинственной связи с Деревом жизни. Джеймс Кэмерон сравнил мир Пандоры с биоинтернетом, куда можно загружать собственные воспоминания[31]. При просмотре фильма зритель исподволь начинает понимать скрытые механизмы этого мира и тот факт, насколько в нём всё взаимосвязано[31].

Вид парящих в облаках гор отчасти навеян пейзажами живописной китайской горной гряды Хуаншань. Съёмочная группа «Аватара» выезжала в Китай для натурных съёмок материалов для производства фильма[32]. Моделирование социально-культурного мира инопланетного племени потребовало от съёмочной группы обращения к традициям различных племён Южной и Северной Америки[31].

«Кайе дю синема» пишет о том, что всякое животное или растение Пандоры имеет соответствие на Земле[33]. Некоторые критики видят в сходстве Пандоры с Землёй «концептуально важный эффект»:

Чётко понимаешь: это грибы, это папоротники, это лианы, это бабочки (хотя в фильме они вовсе не бабочки), это лошади, это львы, это волки. Горы Пандоры висят в воздухе, но это горы, а не невесть что, и с них льются водопады. Кэмерон, конечно же, снимал не развлекательную фантастическую картину о других мирах. Он делал актуальную картину про Землю и человечество.
— Юрий Гладильщиков, The New Times[34]

[править] История создания
В 1995 году Джеймс Кэмерон написал 80-страничный сценарий для фильма «Аватар», но его реализация неоднократно откладывалась вследствие несовершенства компьютерных технологий[35]. По словам исполнителя главной роли, необходимо было искусственными средствами создать мир настолько прекрасный, чтобы зрители после просмотра фильма оглянулись вокруг и задали себе вопрос: что мы сделали с этим миром и как мы можем исправить положение?[36]

Кэмерон назвал источником вдохновения для сценария «книги научной фантастики, прочитанные им в детстве»: Эдгара Райса Берроуза («Джон Картер — марсианин») и произведение Пола Андерсона «Зовите меня Джо» (последнее произведение он не упомянул прямо, что вызвало возмущение некоторых почитателей Андерсона)[37]. В июне 2006 года, когда фильм ещё носил название «Проект-880» (англ. Project 880), начался этап по подбору актёров с опубликованием описания сюжета, гласившего:

«В будущем Джейк, парализованный ветеран войны, переносится на другую планету, Пандору, населённую на’ви, гуманоидной расой со своими собственными языком и культурой. У землян возникают противоречия как между собой, так и с местной культурой».
— Movie City News — Cameron Casting[38]

Актёров, исполняющих главные роли, Джеймс Кэмерон вывез на Гавайи, чтобы они лучше почувствовали, что такое тропические джунгли[39]. В декабре 2006 года Кэмерон охарактеризовал «Аватар» как «фантастическую историю, происходящую на другой планете через двести лет» и «старомодное приключение в джунглях с экологическим подтекстом, выходящее на мифический уровень повествования»[40]. Он не исключил съёмок двух сиквелов фильма, если он оправдает себя в прокате[41].

В преддверии выхода фильма Кэмерон осью сюжета назвал поиск смысла своей жизни выходцем из очень простой среды[42]. В этом отношении он подобен всякому человеку, и каждый может поставить себя на его место. В мире На’ви Джейк (в начале фильма не занятый чем-либо определённым) находит свой новый дом, именно там он чувствует себя востребованным[42]. При этом на’ви, по словам Кэмерона, — это не нечто чуждое людям[43]. Наоборот, они воплощают лучшее в людях, то, что, по нашему мнению, мы сейчас теряем — близость к природе, жизнь в постоянном движении[43]. Для зрителя естественно сопереживать им, желать стать одним из них[43].

[править] Технологии
Выход фильма планировался вскоре после «Титаника», в 1999 году, однако сомнения в достаточности развития технологий для полномасштабного моделирования вымышленного мира заставили Кэмерона на годы отложить работу над фильмом. «Аватар» состоит на 40 % из живой съёмки и на 60 % из реалистичной компьютерной графики[44]. Для создания мира Пандоры понадобилось более петабайта (1024 терабайта) цифрового дискового пространства для хранения всех компьютерно-графических активов фильма (растений и животных, насекомых, скал, гор и облаков и т. д.). Для сравнения, при работе над «Титаником» понадобилось всего 2 терабайта для создания (и затопления) корабля и тысяч пассажиров. Это меньше, чем 1/500 доля объёма, использованного для хранения материалов к картине «Аватар»[45].

Другие технологические новшества включают в себя повышенную эффективность на стадии захвата движения, которая в шесть раз больше, чем использовали раньше, а также более совершенный метод захвата выражения лица.

Чтобы создать человеческую колонию, добывающую полезные ископаемые на Пандоре, производственные дизайнеры в июне 2007 года посетили буровые установки в Мексиканском заливе. Они фотографировали, измеряли и снимали каждый аспект, который будет повторён на экране с фотореалистичными компьютерными спецэффектами. На производстве работало около тысячи человек. Компьютерная графика в фильме реализована технологией «Reality Camera System». Собственная технология Джеймса Кэмерона «Reality Camera System» служит для создания фильма в стерео (3D) изображении. Для создания глубины восприятия, эта система использует две микрокамеры высокого разрешения, вставленные в шлемы актёров и позволяющие отслеживать не только мимику, но и движения зрачков и век[46][47]. Фотореалистичные компьютерные персонажи моделировались с помощью анимационных технологий «Motion Capture».

В производстве фильма Джеймсу Кэмерону помогала студия визуальных эффектов «Weta Digital». Стэн Уинстон, который сотрудничал с Кэмероном в прошлом, также участвовал в создании фильма.

[править] Язык На’ви
Основная статья: На'ви (язык)
Работая с языковедом и директором Центра управления коммуникаций Южно-Калифорнийского университета Полом Фроммером, Кэмерон разработал целый язык и культуру для На’ви, коренной расы Пандоры. На языке обитателей планеты Пандора Na’vi буквально означает «народ».

[править] Сюжетные параллели
[править] Параллели с историческими событиями
Фабульная часть фильма с либеральных позиций обыгрывает историю взаимоотношений англоамериканских колонистов с индейцами. Мотив белого человека, который переходит в стан туземного врага, не нов для американской культуры (ср. «Танцы с волками», «Покахонтас»[48]). Некоторые эпизоды наполнены очевидными аллюзиями на внешнюю и внутреннюю политику западных стран, и прежде всего США[49]. Например:

Селфридж (Джованни Рибизи) требует вычистить лес до основания ради залежей руды. Так поступали и поступают многие американские нефтяные компании в богатых этим полезным ископаемым джунглях Амазонки. См. также противостояние латиноамериканских правительств и «United Fruit Company».
В разговоре с Джейком Салли полковник вскользь упоминает, что участвовал в военных операциях в Нигерии[50]. Сам Джейк получил своё ранение в военном конфликте в Венесуэле. Следовательно, действие фильма происходит уже после вторжения США в эти страны. Обе упомянутые страны в реальности располагают богатыми нефтяными ресурсами[51][52].
[править] Параллели с индуизмом
Автор «Аватара», Джеймс Кэмерон, неоднократно признавал связь фильма с представлениями индуизма, в том числе заимствование названия фильма и синего цвета кожи На’ви из индуистских священных текстов. Отвечая на вопрос корреспондента журнала «Тайм»: «Что же такое „аватар“?», Кэмерон отметил: «Это воплощение одного из богов индуизма в телесной форме. В фильме это значит, что в будущем люди с помощью технологии научатся помещать сознание человека в удалённое биологическое тело»[53]. В интервью изданию «Энтертейнмент Уикли» Кэмерон отметил связь синего цвета На’ви с синекожими богами индуизма, сказав, что эта параллель нравится ему «концептуально»[54]. На пресс-конференции в Дели Кэмерон сказал: «Я влюблён в мифологию и пантеон индуизма; он такой богатый и живой. Я не хотел ссылаться на идеи индуизма [в фильме] слишком явно, однако мне было интересно создать подсознательную связь с индуизмом»[55], добавив, что хорошо знаком с индуистским вероучением и что считает его «захватывающим»[56].

Ряд русскоязычных публикаций продолжил анализ связи фильма с индуизмом. Максим Чайковский в украинской газете «День» провел аналогии между сюжетом фильма и древнеиндийским эпосом «Бхагаватам», повествующем о синекожем аватаре Кришне, пришедшем с небес в благородное лесное племя Враджа, которое жило на залежах драгоценного минерала чинтамани[57]. Российские последователи индуизма отметили, что, несмотря на своё превратное толкование концепции «аватара», фильм корректно отражает этическую и духовную суть учения «Бхагавад-гиты», основного священного писания индуизма[58].

[править] Параллели с другими художественными произведениями
Сюжетный мотив проникновения людей в неизведанные края как на Земле («Затерянный мир», «Плутония», «Кинг-Конг»), так и за её пределами («Чужой»), — один из самых распространённых в научной фантастике.

Похожая планета с тем же самым названием Пандора фигурирует в цикле братьев Стругацких «Мир Полудня»[59][60][61]. Именно на Пандоре один из героев Стругацких Михаил Сидоров (Атос) попадает к аборигенам. Некоторое сходство наблюдается и с планетой Леонида, фигурирующей в тех же произведениях. Сам Борис Стругацкий поначалу никак не прокомментировал эти совпадения[62], однако после сообщений некоторых сетевых СМИ о якобы имеющихся у него претензиях к создателям фильма сделал официальное опровержение этих слухов[63].
Также имеются сходства с некоторыми произведениями фантастической литературы 1970-1980-х, например «Слово для леса и мира одно» и «Обширней и медлительней империй» Урсулы Ле Гуин, трилогия Фрэнка Херберта «Ящик Пандоры», «Эффект Лазаря», «Фактор вознесения».[59][64]
Эпизод воздушного вторжения отсылает к подобной сцене из фильма Френсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня»[34].

[править] Музыка к фильму
Звуковую дорожку к фильму написал Джеймс Хорнер. Это его третье сотрудничество с Кэмероном после «Чужих» и «Титаника». Некоторые отрывки сопровождаются хором на языке На’ви. Хорнер (для музыки которого обычно свойственны кельтские мотивы) работал с этномузыковедом Вандой Брайант, чтобы смоделировать музыкальную культуру инопланетной расы. В заключительных титрах к фильму звучит песня «I See You» («Я тебя вижу») в исполнении англичанки Леоны Льюис.

[править] Выход в прокат

Джеймс Кэмерон рассказывает о фильме на San Diego Comic-Con International.Первоначально выход фильма был запланирован на 22 мая 2009 года[65], но потом его перенесли на 17 декабря. Это было сделано для того, чтобы дать создателям фильма больше времени на пост-продакшн, а также чтобы большее количество кинотеатров по всему миру успело установить у себя трёхмерные проекторы[66]. В России фильм вышел в прокат 17 декабря 2009 года на рекордном количестве экранов — 1350[67].

Джеймс Кэмерон о фильме[68]:

…Мы должны учиться видеть правду, культуру других народов их глазами. И это даст нам возможность выжить.

Релиз «Аватара» на DVD и Blu-ray был запланирован Fox Home Entertainment и состоялся 22 апреля 2010 года[69][70][71] (Релиз в России — 22 апреля[72], а в Великобритании — 26 апреля[73]). В апреле выпущена ограниченная 2D-версия (без дополнительных материалов)[69], выпуск расширенной 3D-версии издания с огромным количеством бонусов намечен на ноябрь 2010 года[69].

[править] Специальная версия
26 августа 2010 года[74] в кинопрокат была выпущена расширенная версия фильма. Кэмерон описывает её так[75]: «Я добавил девять минут к фильму… Покажут новый вид пандорских хищников. Это во-первых. А во-вторых, присоединят дополнительные моменты к любовной сцене главных героев, а то совсем уж получилось как-то бестелесно. И, наконец, я добавил эмоциональную сцену гибели вождя народа На’ви в битве».

Сцены из фильма, показанные в специальной версии:

Изменено начало фильма — нам показывают жизнь Джейка на Земле. Помимо прочего показано, как в некой забегаловке Джейк, несмотря на паралич, попытался заступиться за девушку, к которой приставали, и всё кончилось тем, что его выкинули из бара, вместе с его креслом. Именно тогда к нему подошли представители RDA и сообщили о смерти его брата Тома, после чего предложили участие в программе «Аватар».
Показаны быки. В фильме есть три сцены с этими животными:
1.Джейк впервые видит их, когда отправляется в лес на вертолёте;
2.Джейк после овладения икраном охотится на нём на быков вместе с другими охотниками из клана;
3.Сами быки также сражались с людьми в последней битве.
Когда Грейс Огустин, Норм Спеллман и Джейк Салли (в аватарах) отправляются в лес на вертолёте, сразу же после приземления они посещают заброшенную школу по обучению народа На’Ви английскому языку.
Впервые была показана сцена, где Нейтири говорит Джейку, как её зовут.
Из ряда вырезанных ранее сцен мы узнаём, что у Нейтири была младшая сестра Савани, убитая солдатами Куоритча.
В любовной сцене Джейка и Нейтири показан момент сплетения их кос.
Зрители также могут видеть битву клана Оматикайя с бульдозерами, а также последствия схватки.
В конце фильма можно видеть, что вождь Оматикайя Цу’тэй выживает после падения с шаттла.
После того, как Нейтири спасает Джейка в человеческом облике от смерти, они приходят к смертельно раненному Цу’тэю, который говорит, что наследник титула вождя клана должен сам убить умирающего предшественника, что Джейк с нежеланием и делает.
[править] Маркетинг
Джеймс Кэмерон договорился с «Ubisoft» о создании игры-боевика «James Cameron's Avatar: The Game», выход которой состоялся в декабре 2009 года[76]. Разработчиком и издателем игры для мобильных телефонов стала компания «Gameloft»[77].

21 августа 2009 года наступил так называемый «Всемирный день Аватара». В сети появился двухминутный тизер[78], а в некоторых кинотеатрах всем желающим показали несколько отрывков из фильма общей продолжительностью около 15 минут.

Трейлер фильма стал своеобразным ноу-хау. Трейлер размещается на официальном сайте фильма и представляет из себя визуальный гид по планете Пандора, на которой и разворачивается сюжет «Аватара». На определённых метках воспроизведение останавливается, и пользователи могут сделать выбор: либо смотреть трейлер дальше, либо, воспользовавшись ссылкой, погрузиться в сказочный мир Пандоры — просмотреть досье на каждого персонажа, почитать рассказы о создании техники или изучить фауну планеты.

Дата выпуска фильма на DVD и Blu-ray совпадает с проведением мероприятий, приуроченных к Дню Земли[72][79][80]. Киностудия 20th Century Fox, Джон Ландау, Джеймс Кэмерон анонсировали международную программу, в рамках проведения которой на планете будет посажен 1 миллион деревьев[72][81]. Каждый покупатель лицензионного диска с фильмом получит специальный код, с помощью которого на сайте фильма можно будет посмотреть, где посажено именно «его» дерево[72][81][82].

[править] Кассовые сборы
По состоянию на 10 декабря 2010 года, «Аватар» собрал в мировом прокате $2 779,5 млн[3], тем самым возглавив список самых кассовых фильмов и побив продержавшийся 12 лет рекорд сборов предыдущего творения Кэмерона — фильма «Титаник». «Аватар» стал единственным фильмом в истории, преодолевшим рубеж в $2 млрд[83].

В США и Канаде фильм собрал $760 507 625 (27,36 % от мировых сборов)[3], что является рекордным показателем в американском прокате. С учётом инфляции, по данным Box Office Mojo, «Аватар» занимает 14-е место в списке самых кассовых фильмов США[84] (1-е место в этом списке принадлежит фильму Унесённые ветром, сборы которого в США и Канаде с учётом инфляции превышают 1,5 млрд долларов[84]).

В России фильм стал самым кассовым в истории[85], опередив предыдущего рекордсмена — фильм «Ирония судьбы. Продолжение» — и заработав в прокате по данным на 24 октября 2010 года $117 997 128[86]…

[править] Награды и номинации
Основная статья: Список наград и номинаций фильма «Аватар»
Фильм получил 3 премии «Оскар» в номинациях: «Лучшие визуальные эффекты», «Лучшая операторская работа», «Лучшая работа художника-постановщика»[87]. Был номинирован ещё в 6-ти номинациях: «Лучший фильм», «Лучшая режиссёрская работа», «Лучшая музыка к фильму», «Лучший монтаж», «Лучший звук» и «Лучший звуковой монтаж».
Фильм стал обладателем премии «Золотой глобус» в номинациях «Лучший драматический фильм» и «Лучшая режиссёрская работа»[88]. Кроме того, фильм был номинирован на «Золотой глобус» в номинациях «Лучшая музыка» и «Лучшая песня».
Фильм номинирован на премию «Сезар» в номинации «Лучший иностранный фильм»[89].
Фильм стал обладателем премии «BAFTA» в номинациях «Лучшие визуальные эффекты» и «Лучшая работа художника-постановщика». Кроме того, фильм был номинирован на «BAFTA» в номинациях «Лучший фильм», «Лучший режиссёр», «Лучшая операторская работа», «Лучший звук», «Лучший монтаж» и «Лучший саундтрек»[90].
Фильм стал обладателем кинопремии «Жорж», как лучший зарубежный экшн[91].
Фильм стал обладателем премии «Empire Awards», вручаемой журналом Empire в 3-х номинациях: «Фильм года», «Лучший режиссёр», «Лучшая Актриса» (Зои Салдана)[92][93].
Фильм номинирован на премию MTV Movie Awards в номинациях: «Лучшая драка» (Сэм Уортингтон vs. Стивен Лэнг), «Лучший поцелуй» (Сэм Уортингтон и Зои Салдана), «Лучший кинозлодей» (Стивен Лэнг), «Лучшая женская роль» (Зои Салдана) и «Лучший фильм»[94].
[править] Отзывы и рецензии
Стивен Спилберг назвал «Аватар» самым изумительным произведением кинофантастики со времён «Звёздных войн»[95].
Эмир Кустурица считает, что такой фильм, как «Аватар», — просто глупость, где ставка делается на эффект и зрелищность сцен с помощью 3D. Он полагает, что всё это делается лишь для того, чтобы вытащить из людей деньги, а по-настоящему серьёзное кино должно добиваться своей трёхмерности за счёт смысла[96].
Журнал «Тайм» посчитал «Аватар» самой убедительной попыткой создания вымышленного мира в истории кинематографа, которая на годы вперёд определит горизонт кинодостижений если не в имитации наших повседневных впечатлений, так в фабрикации новых[97].
Роджер Эберт признал, что благодаря новому культовому фильму Кэмерон подтвердил свой «королевский» статус в Голливуде, показав коллегам, как можно мудро потратить 250 или 300 миллионов. Он назвал «Аватар» событием с большой буквы — одним из тех фильмов, которые необходимо посмотреть, чтобы уметь поддержать разговор в обществе. Эберт также отметил, что в фильме явно прослеживается антивоенный, гринписовский посыл[98].
Манола Даргис в «Нью-Йорк таймс» провела параллели между «Аватаром» и «Матрицей» (1999), отметив, что фильм Кэмерона следует в русле заложенной десять лет назад парадигмы. По словам Даргис, фильм переносит зрителей в утраченный (и вновь обретённый) Эдем и — над радугой — в страну Оз[23].
Рецензент французского «Кайе дю синема» в статье «Новые рубежи» не посчитал нужным обсуждать сюжет «этой наивной сказки» о «пробуждении либидо у инвалида», сосредоточившись на техническом новаторстве Кэмерона, который (наряду с Земекисом) добился неслыханной прежде убедительности созданной компьютером реальности бесчисленных новых форм, фактур и красок[33]. Отличие Кэмерона от Земекиса в том, что синтетический мир первого полон безудержной энергии юности, лишён каких-либо признаков разложения, он представлен как мир даже более подлинный, чем мир «оптической реальности»[33].
Юрий Гладильщиков в журнале «Новое время» отметил неожиданную для блокбастера идеологию «Аватара»: «Раньше лишь редкие маргиналы, например Кира Муратова, ставили человечеству „ноль“. Теперь безоговорочный приговор человечеству выносит массовый кинематограф». Он отметил структурное сходство фильма с предыдущей работой Кэмерона: «Сначала час с лишним романтики, приключений, красот и любви. Затем час с лишним — крутейший экшен»[34].
На страницах «Виллидж войс» кинокритик Джим Хоберман отметил, что сочетание традиционной актёрской игры, анимации, CGI и техники захвата движения в «Аватаре» выполнено бесшовно, создавая ощущение просмотра компьютерной игры: доисторический зверинец «Парка юрского периода» бушует в сгенерированной «Матрицей» «Экзистенции»[99]. Это «технологическое чудо» Хоберман иронически уподобляет вестерну вроде «Танцев с волками», перенесённому на другую планету. Однако ощущение нового «Метрополиса» сопровождает просмотр только первой части фильма, до того момента, когда на поверхность выплывает его однобокий политико-экологический посыл[99].
Отклики о фильме вроде: «Да, там классная картинка, но идиотский сценарий!», «да это „Танцы с волками“ на другой планете!» — заставили «Нью-Йорк пост» написать об «Аватаре» как об одном из самых недооценённых фильмов десятилетия[100]. По мнению рецензента, куда важнее фабульных зигзагов то, что это первая в истории кинематографа бесшовная альтернативная реальность, выход кино на принципиально новый уровень миростроительства[100].
Американские рецензенты отнесли к слабым сторонам фильма тяжеловесность трафаретных диалогов (обычная претензия к фильмам Кэмерона) и предсказуемость сюжетных поворотов во второй части фильма. Скажем, ведущий популярной телепередачи «At the Movies» Майкл Филлипс на страницах «Чикаго трибюн» выразил своё разочарование той половиной «Аватара», когда магия открытия неведомого мира сменяется рутинными для фантастического жанра сценами боевых столкновений[101].
[прав

Если Вам понравилось, поделитесь со своими друзьями в соц. сетях
StefaFotoArt0 комментариев506
Похожие статьи
Информация
Добавление комментариев разрешено только зарегестрированным пользователям.
Комментариев нет...
Детский портал kinder-online.ru
© 2008-2024 Детские блоги kinder-online.ru
Все права защищены.Написать нам