1980-е
В это время битбоксинг занимал прочные позиции. Возможно, его первой записью следует считать «La Di Da Di» Doug’а E. Fresh’а и Slick’а Rick’а. Когда «Fat Boys», ставшие косвенной причиной появления на свет слова «phat», меткого обозначения «общего командного веса», записали «Stick Em», рэп-комьюнити и все остальные отпраздновали рождение «тяжелого» вокального стиля Buffy. Даже сегодня, когда люди высмеивают битбоксинг, они имитируют покойного Buffy, пыхтя и шумно выдыхая воздух в ладони.
1990-е
В конце девяностых битбоксинг вместе с брейкингом скатился ниже андеграунда. Он находился в запустении вплоть до выпуска «Make the Music 2000» Rahzel’я «The Godfather of Noyze» — первого настоящего битбоксинг-альбома. Его название отсылает нас к «Make the Music With Your Mouth», одному из первых битбоксинг-трэков, записанному хип-хоп приколистом Biz’ом Markie.
2000-е
В 2002 году британский битбоксер Alex Tew aka A-Plus основал крупнейшее интерактивное битбоксинг-сообщество. Этот сайт сыграл важнейшую роль в недавнем возрождении битбоксинга: он промоутировал искусство в Интернете и организовал первое Собрание Битбоксеров (Human Beatbox Convention), которое состоялось в апреле 2003 г. Главным на HumanBeatbox.com является наличие форумов, где битбоксеры и небитбоксеры делятся мыслями об искусстве имитации звуков.
Особенности битбоксинга
Битбоксинг связан с искусством создания битов, ритмов и мелодий при помощи человеческого рта. Однако он также может включать пение, вокальный скретчинг, имитацию работы с вертушками, звуков духовых инструментов, струн и многих других.
Слова «битбоксинг», «вокальная перкуссия» и «мультивокальность» (multivocalism) часто используются как замена одно другого, но это не так: раньше, да и сейчас, у разных школ битбоксинга были разные техники и репертуары ритмов — отсюда и разные названия.
Вокальная перкуссия в большинстве случаев ассоциируется с группами а капелла, в то время как «битбоксинг» и «human beatbox» — термины, связанные с хип-хопом или другими городскими музыкальными стилями. Мультивокальность — относительно новый термин, введенный британцем Killa Kela для обозначения коллективного использования битбоксинга, пения, звуковой имитации и вообще всего музыкального, что может делать вокал.
Терминология
Часто можно встретить такие термины как beatboxing, vocal percussion и multivocalism, но эти названия используются, чтобы подчеркнуть какие-то особенности в технике исполнения, ритме и т. д. Термины beatbox или human beatbox используются, когда говорят о хип-хопе или о других урбан стилях музыки. Термин «вокальная перкуссия» чаще используется, если есть упоминание про а-капеллы. Про multivocalism вспоминают, подчеркивая совместную имитацию вокала и звуков музыкальных инструментов.
Уроки битбокса. Основы битбоксинга.
Урок битбоксинга
основа битбокса это всего лишь 3 звука -
classic kick (в дальнейшем кик), hi-hat (хэт), и snare drum (в нашем случае используем римшот, он попроще)
1) Кик. Попробуете сказать букву "Б", это я надеюсь не сложно. Теперь скажите "Б" только губами, не используя голос. ОБОЗНАЧАЕТСЯ "B"
2) Хэт. Этот самый простой звук)) Просто говорите "Ц" или "Т" ... НО ГОВОРИТЕ МЯГКО, НЕ ИСПОЛЬЗУЯ ГОЛОС.
ОБОЗНАЧАЕТСЯ "t"
3) Римшот, мой любимый звук, и довольно-таки простенький, но освоить можно. Попробуйте сказать букву
"К", не сложно, но опять же не используя голос. Теперь скажите "К" свой глоткой, достаточно сложно. Сначала будет получаться полная муйня, но потом будет настоящий римшот. Одна маленькая хитрость, когда делаете римшот,
откройте рот побольше, пошире, тогда этот звук "К" будет делать легче, и звучать будет лучше. ОБОЗНАЧАЕТСЯ "Ka"
Вообще римшот, это звук когда барабанщик бьет по барабану и задевает его обод))
4) Все звуки в бит! Основной бит это B t Ka t B t Ka t
ничего сложного просто повторяем, если сбиваетесь ничего страшного, повторяем, повторяем, повторяем. Можно и другие биты, например
B t Ka t BB t Ka t
когда звуки написаны вместе, это значит их надо делать без паузы, а сразу же. вот еще один бит - B t BKa B t BB Ka t сложно, но можно.
И ТЕПЕРЬ НЕМНОГО ПОДРОБНЕЕ,ЕСЛИ КОМУ ИНТЕРЕСНО!
ПЕРВЫЙ ШАГ: Элементарные Инструменты
Kick - глухой удар. Используется во всех стилях. Snare - звонкий удар. Тоже везде используется.
а) Нижнюю челюсть как можно дальше оттяните назад. Иначе не будет достаточного баса в звуке
б) Попробуйте сказать звук "П", но глухо. Забудьте пока про голосовые связки. Как будто шепотом скажите "П". При этом ведь звук "П" сопровождается сначала как бы "накачиванием" воздуха перед губами, а потом резким открыванием губ. Вот при этом открывании попробуйте выдуть воздуха чуть побольше, чем в обычном произношении звука "П". Произнесите подряд несколько раз звук "П", при этом каждый раз меняя силу сжимания губ.
в) Потом попробуйте произнести длинное "П" - сделать это просто: не закрывайте губы обратно после "П", а еще немного подуйте воздух.
Теперь подмешайте к этой последовательности еще и звук "Т". Причем отведите также нижнюю челюсть назад, и произносите сначала звук "Т", а потом сразу же наш длинный "П". В момент произношения "Т" язык будет
опускаться с нёба, и давать по сути старт на то самое "П", только старт этот будет резким.
г) Добавить баса можно если немного "мычать" в течение краткого периода времени с каждым таким "ударом".
д) Теперь регулируйте длину выдувания воздуха и силу сжатия губ при произношении "П". Если недолго и слабо выдувать и губы сжать не слишком сильно - то будет Kick.
Если же сжать губы сильно и выдувать активным потоком - то будет Snare.
Обратный Kick или Snare - вся проблема в обычных Kick или Snare в том, что много раз сказать "Т" - трудно =)
Поэтому для более легкого звучания необходимо чередовать обычные Kick или Snare с обратными. Секрет обратного Kick или Snare в том что вместо "Т" проговаривается звук "К". Попробуйте ради интереса много раз сказать "Т" - не
получится, особенно проблемы будут с ритмом ибо как только устаешь - сразу темп понижается. А вот теперь попробуйте быстро сказать ТКТКТКТК - получится ведь легко. Вот эту особенность речевого аппарата и будем использовать. Для примера попробуем "сыграть" барабаннуют дробь - длинную последовательность Snare, чередуя прямые (Т, потом П) и обратные (К, потом П) звуки.
ВТОРОЙ ШАГ: Первые ритмы
Подытожим пройденное. Сыграем вот такую композицию: Kick с коротким мычанием , Reverse HiHat с закрытыми губами, звонкий Snare с зажатыми губами , Reverse HiHat с закрытыми губами. Повторим это подольше, чтоб натренироваться.
А теперь разовьем мычание до мелодичного звучания. При этом держите в голове что ритм - это одна задача, а мелодия - вторая. Чем сильнее будет мелодия отличаться по началу звучания нот от начала звучания ударов - тем
более красиво и реалистиченей будет она звучать.
ТРЕТИЙ ШАГ: Модные ритмы
Следующий ритм - хитроват. Состоит из следующей последовательности:
Kick, Kick, Snare, Kick+Reverse
HiHat+Kick, Snare, Kick+Reverse HiHat+Kick, Snare.
Все Kick с мычанием, ибо басы нужны. Причем здесь Kick+Reverse HiHat+Kick выполняются очень близко по времени и слито в одно дыхание, для чего в Reverse HiHat вместо С+К произносится Ф+К+П, в результате произносится
ТПФ+КПФ+TПФ(звук К звонкий как Snare). Короче потренируетесь =)
ЧЕТВЁРТЫЁ ШАГ: Скрэтчи
В старые времена, когда музыку крутили повсеместно на пластинках - придумали скретчи. Для этого пластинка вращалась пальцами вперед-назад по нужной последовательности, и получалось веселое звучание.
Мы будет скрэтчи делать так: Язык располагаем так, чтобы края языка касались внутренних углов зубов верхней челюсти, и начинаем говорить звук "Щ". Главное не убирать язык с углов зубов, а кончиком языка можно
двигать, чтобы настраивать нужную ноту. Вот несколько разных звучаний "Щ".
Теперь когда пластинка меняет направление движения - надо изменять звук, как бы снижая ноту шипения, как будто и правда скорость движения пластинки скатилась до нуля, и опять начала расти (когда пластинка поехала в
противоположную сторону). Это делает с помощью последовательности звуков ТЩ+К (или ТЩ + Х когда нота совсем низкая и пластинка почти остановилась).
Вот пример скретча (заметьте там есть и Щ, и Ш, это разные звуки): последовательность ПЩ ТЩК ТЩК ТШК ТШК ТШК ПХ.
Манипулируя этими шипениями можно создавать различные разнообразные скрэтчи и вставлять их в свои композиции =)
ПЯТЫЙ ШАГ: Всё Теперь вы наверное можете исполнять различные композиции в различных стилях.
BeatBox - Искусство создание музыки, без музыкальных инструментов))
Урок номер 1
Урок №1:База
Начнем с 3 базовых звука, низнаю как они по русски называются, я по английски их выучил, так что и вам придется запомнить некоторые нетрудные названия ..
1) Kick (читается: "кик") - это тот звук "бум" .. делается несложно, как можно меньше голоса, и сильнее губы сжимайте - это невокализированый kick (unvocalized kick); можно потом добавить короткий низкий звук "ммм" сразу, т.е получится как басс после kick'a "Бммм.." это уже вокализированый kick (vocalized kick).. вообще вариаций и звуков много, можно сделать вместо баса писк, но это потом...
2) Snare (читается: "снэр") - это звук "дышш" .. тожо очень много вариаций и методов всем свое.. старайтесь этот звук сделать громко и четко!
3) Hi-Hat (читается: "хай-хэт" или просто "хэт") - это "тсс" .. делается легко, вариаций также море..
Построение бита:
Обозначим каждый звук буквой.. B - unvocalized kick (Bm - vocalized kick), Tsh - snare, t - hi-hat .. легко, можете обозначить как вом удобно, главное не забыть что к чему..
В одном такте 8 звуков обычно (можно и 16 забацать но это потом), начинаем медленно, и потихоньку разгоняемся как удобно, вырабатываем концентрацию..
B t Tsh t B t Tsh t .. и повторяем
Сразу не получится быстро, начинаем медленно! Держим тэмп, старайтесь не сбиваться.. ГЛАВНОЕ не стесняйтесь сами себя! Звуки будут звучать очень странно сначала, нелепо, но со временем все ОК будет можно потом добавить чуточку басов, т.е идет
Bm t Tsh t Bm t Tsh t ..
Как выробаете быстроту (что должно занять от 5 минут до часу) включите какойнить клёвый хипхоп и выбивайте с музыкой, постарайтесь держаться и поподать в такт, это поможет вам выроботать концентрацию и чувство ритма (а то есть у меня один друг, звуки ок, а вот темп ужас!! ето не красиво!!)..
Некоторые советы:
Не торопитесь, выбивайте этот бит, вырабатйте его, не начинайте придумывать свои.. Большинство не умеет строить вит, есть свои законы, обозначения, и т.д.. придет время и етому научитесь.
Микрофон не обязательно нужен, но поможет вам "почувствовать" свой голос.. И помните разные микрофоны искажают голос по разному.
Будте готовы к непониманию со стороны, смех, ругань дома, больное горло, язык с мозолью, и т.д.
Если что то болит - отдохните, выпейте горячего чаю (тока горло не обожгите, хуже же будет ) Исскусство всегда требует жертв..
И главное - практикуйтесь, тренеруйтесь!!!
Урок №2: Новые звуки, новые узоры бита..
Ну как с Уроком №1? Надеюсь что-то отложилось..
Вэтом уроке я вам покажу 2 новых snare и новый kick.. и с ними новые узоры..
Handclap Snare (Хэндклэп Снэр) - обозначается обычно "K". Делается довольно таки просто, но очень трудно объяснить.. Попытаюсь , приложите края языка к небу рта вплотную, так чтобы вы не смогли сделать вдох через рот.. Теперь, просто быстро и коротко сделайте выдох через рот, так чтобы струя воздуха прошла через любое отверстие сбоку между языком и небом. Через несколько попыток вы услышите типо щелчка.. вот вам Hollow Snare ..
B t K t BB t K t..
Кстати когда в узоре буквы "слеплены" вместе - это значит что звуки надо сделать без промежуточно, без паузы..
808 Snare (808 - это серия синтезаторов, которые издавали подобные снэр) - Делается легко и просто, и объянисть тоже не трудно. Обозначается "Pf", "Ps", "Psh" зависит от звука.. Этот снэр можно делать по разному. Попробуйте прочитать вслух обозначения.. Пфф, Пссс, Пшш.. .. теперь сожмите губы сильно сильно между зубами.. теперь выговорите коротко и громко обозначения.. вот вам и 808 снэр..
Bm Bm Pf t t Bm Pf t BBm Bm Pf t t Bm Pf t..
Electro Kick (Электро кик) - типо звук 80-х годов, кто помнит может .. Довольно таки сложный звук.. Сжимаем губы как для 808 снэр.. выпускаем воздух с огромной силой, и губы должны завибрировать и издать тонкий короткий звук. Внимание: не делаем звук голосом!!! Звук создается вибрацией губ, и только!!! Сложновато но красиво. Обозначение: Br
Br Br Pf t t [Уаа!] Pf t .. (Можете заменить звук на любой другой, по теме тока )
Урок №3: Построение собственных узоров/битов
Надеюсь вы расширили свой запас звуков на последнем уроке..
В этом уроке научимся инкорпорировать наши звуки в узоры!
Начнем с пару "законов":
1. Бит содержит 8 или 16 (очень редко 32) точек куда мы вставим наши звуки.
2. Иногда можно вляпать звук (даже 2) между точками.
3. В одном такте (8, 16 точек) 4 удара.
Все вроде..
Первым делом мы нарисуем себе точки (точки обычно обозначаются "-").
- - - - - - - -
Теперь вляпаем кик..
B - - - B - - -
Снэр:
B - K - B - K -
Хэт:
B t K t B t K t
Усложним, втиснув звуки между точками:
B t K t BB t BK t
(- - - - - - - -)
Пример 16 точек:
16 точек это как 8 точек только мы втискиваем 2 звука на каждую точку, бит получается очень сложным, и сложно делается, т.к надо его выбивать в 2 раза быстрей..
B t t t K t t K t K t B K t t K
Сливая узоры в рутину..
Теперь у нас есть узор, и мы его постоянно выбиваем и задолбали всех вокруг.. Что делать?
Надо вставить его в рутину.. Монотонность отстой!
В рутине у нас 4 такта, вот их мы будем повторять..
Надо во первых придумать маленькую вариацию на наш обычный узор..
Допустим: B t BK t B t K B (Узор "Б"),
(B t K t BB t BK t (Узор "А"))
Вот теперь мы строим рутину:
А Б А Б (А - Узор А, Б - Узор Б)..
Вот так хоть на некоторое время рутины нас спасут от монотонности бита.. Для особо отважных можно расширить рутину до 8 тактов и добавить еще Узор "В"..
А Б А Б А В Б В .. можно конечно рутину переделать по вашему вкусу..
Пару советов:
Пишем все на листочке, в голове не строем ничего!
Не строим сложные узоры, простые и стройные лучше..
Построили узор - попробуйте поменять звуки.. это улучшит концентрацию..
Fruity Loops Studio (позже об этом) очнь помогает в построении узора!
Не зацикливайтесь на одних узорах, каждые 3 дня создавайте новые..
Урок №5: Еще один снэр.. и скретчим кик..
Inward 808 (или Hollow) Snare (Инуэрд эйт-оу-эйт (Холлоу) Снер)::
Обозначается "(K)".. Помните урок №2, первый звук 808 Snare или Hollow Snare.. вот сейчас мы попытаемся сделать Inward 808 Snare.. Inward означает внутрь.. т.е. мы точно также настраиваем язык как в 808 Snare, и вдыхаем через рот.. Сделайте так чтобы воздух не проходил.. тините воздух в себя, а он не проходит - язык мешает.. Как давление нарастает просто приоткройте рот, и быстро опустите язык.. вы должны услышать некое подобие 808 Snare.. С первого раза вряд ли получится.. Прелесть этого снэра в том, что делая его вы вдыхаете воздух в себя, т.е. ДЫШИТЕ .. вы можете продолжать выбивать без передышки, пока язык не отвалится от усталости ... к тому же он достаточно громкий если делать правильно..
Kick Scratch (Кик скрэтч) или Backward Kick (Бэквуэрд кик)::
Обозначается "(B)".. Да правильно поняли (если поняли).. Ща мы будем крутить воображаемую пластинку, на том месте где записан кик...
Берем самый легкий вариант кика, классический кик, обычный... Если расписать по буквам его получится некое подобие "Ту", а теперь обратно.. "уТ".. только на обратном звуке добавьте звук "в(w)".. и вместе получается.. "ТувуТ" ..
Конечно это не совсем так расписано по буквам, просто так легче понять.. "Пластинка" сразу не меняет свое движение, когда мы пытаемся ее прокрутить назад, она ОЧЕНЬ БЫСТРО тормозит сначала, и как всем известно чем медленнее скорость пластинки тем глубжи тон звука.. Точка "торможения" - "в".. т.е мы должны в том месте снизить тон и поднять его быстро опять, т.к. мы останавливаем "задний ход" и крутим вперед.. вот и все.. Очень осторожно применяйте его в бите, соблюдайте правила Урока №3, а то вы собьетись... И еще, когда крутим пластинку назад не понижайте громкость, как это часто случается..
Урок №6
Наконец то долгожданный урок №6! В этом уроке мы разберем как делать голосовой скрэтч..
- Голосовой Скрэтч (Vocal Scratch)
Для того чтобы симулировать скрэтч, нужно вникнуть в физику аналогового скрэтча (аналоговый скрэтч - пластинки на виртаках, цифровой - дисковые проигрыватели с функцией скрэтча, и комьютерный)... Наверника все слышали скрэтч в какой либо песне, особенно это выражается в хип-хопе (кстати с очень недавнего времени дисциплина Scratching стала независимом стилем музыки )..
Стандартно и в реале это происходит так: идет фраза на виниле попадая в такт, DJ играет с фэйдером и вертит пластинку в определенном "заученом" узоре и синхронизации и так происходит красивое звучание.. .. В битбоксе легче заучить и синхронизировать скрэтч, т.к. у битбоксера 1 рот, а у DJ 2 руки в непрерывной координации..
Что надо запомнить, чтобы скрэтч был натуральным - во первых, имейте ввиду, что чем быстрее мы крутим пластинку, тем выше тон звука. Во вторых, не забывайте про инерцию "пластинки", мгновенно пластинка не меняет сторону вращения, т.е. скорость меняется постепенно но очень быстро при изменении стороны вращения.
Физика позади.. .. Возьмем слово "one (уан)". Крутим пластинку без физики. Вперед - "уан", назад - "нау"... Узор - "уа-ау-ау-ау-уан", повторяю - без физики, просто одним тоном. А теперь самое сложное: ПРИМЕНЯЕМ ФИЗИКУ!
Работаем воображением. Мы видим пластинку на вертушки перед собой.. Пластинка стоит неподвижно, готова на месте "уан".. Ложим руку на пластику, и всоминаем про инерцию (откройте учебник физики за 9-й класс кто не помнит что это такое!).. Нам надо проиграть первый кусок "уа" на скорости образно говоря 75 о.в.м (оборотов в минуту), физически невозможно сразу на 75 о.в.м прокрутить "уа", требуется время для ускорение - это время очень очень короткое но оно заметно.. Значит мы во время звука "у" разгоняем пластинку от 0 до 75 о.в.м, и тут вспоминаем неожиданно что со скоростью тон меняется! .. 33 о.в.м норамальный тон, 0 - 32 ниже чем нормальный тон, 34 - 75 выше.. соответсвенно мы начинаем с низкого тона, переходим границу нормального тона, и на звуке "а" уже повышаем тон.. НО ЭТО ПРОИСХОДИТ ОЧЕНЬ БЫСТРО, за доли секунды.. повышаем тон на сколько хотим..
Следом мы вынуждены повернуть пластинку назад, чтобы получить "ау".. Опять применяем законы физики, все тоже самое что при "уа" только наооборот с торможением на "у".. еще два раза крутанем.. и последный "уан" мы произносим нормальным тоном..
Узоры заучиваем новые, эксперементируем..
- Скрэтч в бите
Симулировали мы скрэтч, что дальше? Его надо в бит запустить..
Опять представляем.. на этот раз 2 виртушки, 1 на проигрывании - идет бит, а 2-ю мы крутить будем..
Начинаем бит.. и вместо хэтов (t) мы вставляем скрэтч.. главное не сбиться с ритма, и с узора бита! Качайте головой, постукивайте ногой, и т.д. чтобы войти в ритм после скрэтча.. Рассмотрим пример:
>>> B "уа-ау" Pf "уа" "уа" B-B-Pf-B B "уа-ау" Pf "уа-ау-уан" B Pf-Pf-Pf (beat-adv-one.mp3)
>>> более легкий вариант B "уа-ау" Pf "уа-ау-уа" B Pf B B "уа-ау-уа-ау-уа-ау-уан" B Pf (beat-easy-one.mp3)
При внедрение собственных узоров скрэтча, не забывайте - ДЕРЖИТЕ РИТМ!
Превратить собственные слова в скрэтч легко, только не забудте как тот или иной звук звучит на высоком тоне, звук может быть беззвучным..
скажу вам вот что.. скрэтчи у многих не получаются близко к натуральному т.к. они не слышали или очень мало слышали нормальных и настоящих скрэтчев.. так вот.. надо слушать настоящие скрэтчи
Урок №7: "Радио"
Очень интересная фишка в битбоксе, идеальна для вступления, особенно если вы знаете как исполнять знаменитые темы в битбокс репертуаре.
Что эта техника представляет из себя? Вы когда нибудь радио включали? Вы ищите канал, нашли, послушали 5 секунд - не понравилось.. ищем дальше..
А пока мы ищем на пустых местах слышится шум.. вот мы будем искать какую-нибудь классную тему по радио ..
Что для этого надо сделать:
Составляем список из 4-6 РАЗНЫХ узоров или репертуаров, желательно в разных стилях.. Теперь, сделаем шум ртом, просто "ШШШ" или "ФФФ" в микрофон, найдите такую позицию губ, языка при которой шум правдоподобен. Теперь начинайте шипеть, буквально 1-1,5 секунды, и сразу БЕЗ ПАУЗЫ выбивайте тему номер 1 в списке.. ЗАПОМНИТЕ:: тема выбивается не с начала, надо начинать по середине такта, или в первой четверти, или.. ну как на настоящем радио, вы же войдя на частоту вещания не слышите такт сначала (в большинстве случаев).. Дальше: обрываем тему тоже НЕ в конце такта, шумим, и врубаем 2-ю тему, НЕ сначала..
Ключевые слова: