В 1934 году Майрон Скотт организовал уже национальное первенство Soapbox Derby, финал которого прошел также в Дейтоне. Но уже на следующий год гонки перенесли в Акрон.
Власти города остались до такой степени довольны мероприятием, что решили выделить для его проведения постоянный гоночный трек.
С тех пор Акрон стал столицей гонок «мыльниц» – каждый год здесь встречались победители первенств разных стран и американских штатов, чтобы выявить абсолютного чемпиона мира.
Расцвет состязаний пришелся на 1950-1960-е годы, когда спонсором соревнований стала автомобильная фирма «Шевроле». На них появлялись звезды кино и телевидения, поддержать маленьких спортсменов 11-15 лет собиралось до 70 тысяч человек.
Однако в 1970-е годы чемпионат начал постепенно сдавать позиции.
Почему так случилось? Оказалось, что со временем в этот спорт пришли не только дети, но и взрослые, которые ради победы были готовы вкладывать в него большие деньги, нанимать профессиональных инженеров и строить ультрасовременные машины-
болиды. Участились и попытки мошенничества.
Так, в 1973 году 14-летний Джимми Гронен был лишен чемпионского титула через два дня после финальной гонки, когда при рентгеновской проверке в передней части его машины обнаружился… электромагнит.
На старте магнит включался и притягивал «мыльницу» к металлической площадке, располагавшейся в начале трассы, сообщая машине дополнительный импульс.
Автор изобретения, дядя и официальный опекун несостоявшегося чемпиона Роберт Ландж, был привлечен к ответственности за содействие в этом мошенничестве.
Когда гонки из уникального и увлекательного семейного шоу превратились в очередное дорогое хобби для взрослых чудаков, «Шевроле» финансировать их прекратило. Однако возникло новое направление «мыльного» движения – конструирование суперсовершенных болидов без двигателя и, соответственно, новый вид соревнований – «Экстремальные гравитационные гонки».
Только на углеводородное волокно для одной из таких машин ушло 15 тысяч долларов и еще столько же – на колеса и все остальное. Однако массовость «Экстремальных гравитационных гонок» с гонками обычных «ящиков» оказалась несопоставима.
Шанс вернуть прошлую популярность этому занимательному виду спорта представился в 2000 году, когда гонки были включены в программу знаменитого шоу исторических автомобилей, проводимого пивоваренной компанией «Ред Булл». Эти соревнования ежегодно собирают более 100 тысяч зрителей, поэтому для того, чтобы повысить зрелищность и притягательность состязаний, делается все возможное. Например, в 2004 году была построена разгонная рампа высотой четыре с половиной метра и длиной 23 метра, переходящая в 100-метровую асфальтовую прямую. Трассу огородили соломенными отбойниками. Провести «мыльницу» по прямой оказалось непростой задачей: управление с помощью гибких тяг требовало немалой силы и чувства трассы. Но потом история повторилась: с каждым годом «мыльницы» становились все сложнее и дороже, соревнования потеряли былую остроту и в конце концов прекратили свое существование.
Однако теперь, вот уже в который раз, их проводят в Люксембурге, причем очень даже успешно! В гонках 2011 года приняли участие 33 детских авто, сделанных из дерева и металла.
Водители в возрасте от 10 до 16 лет соревновались в двух категориях: скорость и слалом. После этого зрители (а их собралось в городке Дифферданж около трех тысяч) проголосовали за самый красивый «ящик».
Надо заметить, что гонки в ящиках из-под мыла – дело очень полезное для детей, причем во всех отношениях. Участники соревнований строят свои тележки самостоятельно (в США можно купить конструктор, но все равно его как минимум необходимо собрать). Поскольку двигателя нет, и машинки едут под действием гравитации, то даже при спуске с хорошей горки разогнаться можно только до 50-70 километров в час, не более, так что серьезные аварии на трассе исключены. Кстати, устройство трассы – только на первый взгляд кажется серьезной проблемой. Ничего специфического от нее не требуется: обычный асфальт и наличие заметного уклона – вот и все, что нужно для организации состязаний. Причем за рубежом они часто бывают приурочены ко дню города или какому-либо празднику и становятся поводом для рекламы напитков и еды.
Это может заинтересовать множество спонсоров, не говоря уже о развитии детского технического творчества и отвлечении детей от праздного времяпрепровождения.
Все основные требования к «ящикам» сводятся к наличию у них руля, тормозов, а у водителя – шлема. ДТП и прочие травмы бывают крайне редко – маленькие колеса плохо едут по бездорожью, поэтому «кар», сошедший на обочину, очень быстро теряет скорость.
Опрокинуться тоже трудно, потому что радиус поворота большой, а центр тяжести расположен внизу. Взаимные столкновения опасности не представляют, так как скорость у всех машин примерно одинакова.
Минимальный и максимальный вес снаряда ограничивается, ведь тяжелая машина разгоняется быстрей. Но главное здесь, конечно, – это отсутствие двигателя. Поэтому нет ни шума, ни выхлопов, и проводить гонки можно буквально в центре города.Количество колес регламентируется, но в любом случае их не должно быть меньше трех и больше четырех. Запуск машин производят со специальной рампы – площадки, которую домкрат приподнимает со стороны трассы, не давая тележке покатиться, а при старте опускает.
Согласитесь, гонки в ящиках из-под мыла – замечательное увлечение для мальчишек и девчонок подросткового возраста. Причем занимаются они этим круглый год. Конечно, в холод кататься не очень приятно, но зимой обычно строят машины, а состязания проводят весной или летом. Некоторую сложность представляет транспортировка «ящика» к месту соревнований, но если нет личного автомобиля, то «болид» можно спокойно буксировать за собой на веревочке, а можно довезти на такси – в багажнике на крыше.
Кстати, у станций юных техников или рядом со школами обычно есть место, где такие автомобильчики легко и строить, и хранить.