Музыкальные звуки имеют следующие свойства: а) высоту, б) тембр, в) силу, г) длительность. Высота зависит от частоты колибаний какого-либо физического тела, например струны. С увеличением числа колибаний высота звука повышается. Тембр звука зависит от количества и силы призвуков. Благодаря тембровой окраске можно различать звуки одной высоты, воспроизводимые на разных инструментах. Сила звука определяется амплитудой колибаний. Чем шире амплитуда, тем громче звук. Длительность звука - это отрезок времени, я всегда снизу вверх по порядку, то есть нижняя линейка - первая, следующая за ней - вторая и т.д. Более высокие или низкие звуки записываются на добавочных линейках. Добавочные линейки над нотоносцем называются верхними добавочными линейками и считаются снизу вверх от нотоносца: На этих добавочных линейках записываются высокие звуки. Низкие звуки записываются под нотоносцем. Добавочные линейки под нотоносцем называются нижними добавочными линейками и считаются сверху вниз от нотоносца.
Развитие музыки
Размышления о путях развития музыкального искусства необходимо основывать на анализе исторических закономерностей (тенденций) развития музыки. Анализ же этих, последних, как нам представляется, со всей убедительностью свидетельствует о будущем развитии музыки, по крайней мере, в семи направлениях.
Первое из них и, как нам кажется, наиболее существенное — появление новых технических средств в области создания и исполнения музыкальных сочинений на основе дальнейшей разработки принципов электронного, в частности компьютерного, музыкального звучания.
Второе направление развития музыки, как нам представляется, — дальнейшее движение в области взаимодействия, взаимосвязи всевозможных разновидностей музыкального искусства.
Третьим направлением эволюции музыки необходимо считать последовательное расширение «звукового диапазона» музыкального искусства, иначе говоря, все более активный «охват» включаемых в ткань музыкальных сочинений звучаний физической («неживой») и биологической («живой») природ.