Вацилу находится в центре Лакского района, в центре ложбины. И с этой горы видны почти все сёла Лакского и Кулинского районов. Её высота около 900 метров. В мифологии лакцев это священная гора. Согласно поверьям, между двумя примыкающими друг к другу скалами на вершине Вацилу может протиснуться лишь безгрешный человек. Грешника скалы задерживают.
Испокон веков Вацилу была местом молитв о дожде, на ней совершались жертвоприношения. В тяжёлые времена на гору не раз поднимались жители нашего села Хури, чтобы просить Всевышнего остановить эпидемии и голод. На её склонах никогда не пасли животных, чтобы она всегда оставалась красивой и не затоптанной.
Гора Вацилу помогала жителям Хури и в личной жизни. Сюда приходили с просьбой хорошего урожая, помощи при болезнях, с просьбами поднимались влюблённые, которым не разрешалось по различию сословий быть вместе.
Мы идём в путь
В прошлом году мама и бабушка взяли меня с собой на самый верх горы. Мы встали рано утром, чтобы палящее солнце не сильно мешало нашему восхождению на Вацилу. Бабушка прочитала молитву, и мы двинулись в путь.
Первая остановка у родника. К воде здесь издревле отношение особое. Ей рассказывали свои печали, и вода уносила их в своём потоке далеко от дома. В Хури существует традиция – чтобы путь был лёгким, нужно умыться этой водой и набрать её в дорогу. Так мы и сделали.
Мы проходим мимо старых пушек, которые остались здесь со времён Кавказской войны 1817-1864 годов. Дальше путь наш лежит через старинное кладбище, известное далеко за пределами села могилой учёного–арабиста Мусы Хуринского. Это место служит зияратом верующих со всего Дагестана.
Затем тропинка приводит нас на красивые луга. Такое обилие цвета и запаха я не встречал нигде. Бабушка научила меня собирать ттуккул цIу. Эта трава переводится с лакского как «чабрец». Запах её мне показался знакомым, дома мы просто пьём чай, заваренный с этой травой. А в природе я её увидел впервые.
В самом центре земли
Путь на Вацилу не был лёгким, её склон довольно крутой. Лишь к полудню мы оказались на вершине. На какой-то миг создалось впечатление, что я нахожусь в самом центре земли. Вокруг только скалы, завешенные туманом, ущелья, в которых находятся лакские аулы и синее небо. Как будто мир состоит только из этого, нет шумных городов, нет ничего – только этот пейзаж. Мне захотелось громко крикнуть: «Вацилу!». Но бабушка вовремя остановила меня. Много сотен лет здесь люди изливали своё безысходное горе, сюда приходят с просьбами и скорбями, и радостные крики здесь не позволяются.
Отзвуки прошлого
Бабушка сказала, что бед и горя за всю историю Лакии было немало. Горы и ущелья залиты кровью горцев, защищавших своё отечество от иноземных захватчиков. Здесь люди возглавили борьбу с ордами Тимура. В легендах и преданиях увековечено имя Парту-Патимы – лачки из Кази-Кумуха, возглавившей отряды мстителей. А ещё на этой земле было остановлено нашествие войск непобедимого владыки Персии Надыр-Шаха и начато позорное изгнание его из Дагестана. В годы Великой Отечественной войны здесь пели похоронные песни жёны тех, кто не вернулся с фронта. Отец моей бабушки тоже ушёл на фронт и погиб. В память обо всех погибших и пропавших без вести в селе построен памятник.
Перед тем, как спускаться вниз, мама предложила мне загадать желание, ведь оно здесь непременно сбывается. Но у меня тогда не нашлось сильных желаний, и я загадал подняться сюда в следующем году. И я знаю, что моё желание обязательно сбудется.
Время течёт по-иному
Моя мама считает, что в горах время течёт медленнее. В Хури до сих пор коров доят вручную, масло сбивают при помощи больших кувшинов, а на базар по четвергам в соседнее село Кумух ездят на лошадях. Да и вид горного аула остался такой, какой она видела в своём детстве. Улиц в нашем понимании в Хури нет. Здесь извилистые улочки, где односельчане, встречаясь, уступают дорогу друг другу, прижавшись к стене дома или изгороди сада.
Дом моих предков
Дому моих предков в Хури более ста тридцати лет. Его построил ещё дед моей бабушки. Строил добротно, не жалея сил, чтобы потомки могли оценить его труд через века. Дом находится в центре селения. Его крыльцо всегда служило горцам годеканом. Это место, где утром провожают коров и баранов на луга. Днём здесь обмениваются новостями, а вечером все вместе встречают стадо. Дом находится рядом с небольшим прудом, неподалеку от него источник чистой родниковой воды, которую используют жители. Бабушка рассказывала, что в доме было много гостей, так как сельские улочки ведут к нему. Он раньше не запирался даже ночью. Быть может, поэтому все мои предки были общительными и уважаемыми людьми. И сейчас, когда мы на лето приезжаем в Хури, мой дед окружен не только стариками, но и молодыми, и даже детьми. В селе говорят, что за разговором с Магомедом (так зовут моего дедушку) незаметно проходит время.
В нашем ауле были люди, которые стали известными далеко за его пределами, такие как Магомед аль Хури, известный математик, астроном и архитектор. В галерее прославленныххуринцев почётное место занимает и моя бабушка ПатиматОмарова, заслуженный работник культуры России. Она долгое время была режиссёром детских программ Дагестанского телевидения.