Приключения Гарри тоже развиваются по узнаваемой схеме. Ученый Джозеф Кэмпбелл написал подробную монографию о "Тысячеликом герое" - персонаже, типичном для всех мировых культур. Все эти герои - от Одиссея из древнегреческих мифов до Люка Скайуокера из "Звездных войн" - и легенды, с ними связанные, поразительно похожи друг на друга. Гарри в этом ряду - тысяча первый.
Кэмпбелл сводит все эти истории к следующему: "Герой отваживается покинуть мир повседневности и отправиться в чудесную область сверхъестественного. Там на его долю выпадают фантастические встречи и приключения, и в конце концов он одерживает решительную победу. Герой возвращается из своего таинственного путешествия, одаренный способностью творить благо ближним".
Путешествие героя можно разделить на три этапа, которые Кэмпбелл условно называет Отправлением, Посвящением и Возвращением.
I. Отправление
Крой получает известие о предстоящем приключении.
Согласно Кэмпбеллу, биография героя начинается в обычном мире. Потом он вступает в новый этап своей жизни. Например, прибывает некий гонец, возвещающий герою зов судьбы.
Самое начало Камня вполне соответствует этой схеме. Гарри влачит жалкое существование в семье Дурслей - и вдруг узнает, что есть место, где его ждут, - Хогвартс. Поскольку Дурсли перехватывают все письма, к ним приезжает Хагрид, чтобы забрать Гарри.
Гарри по-прежнему проводит летние каникулы у Дурслей, поэтому все следующие книги начинаются с описания жизни Гарри в обычном мире.
Бывает, что герой не хочет следовать зову судьбы. Однако каковы бы ни были причины такого отказа - верность долгу или эгоистическое нежелание помогать другим, - со временем он обнаруживает, что, по сути, лишен выбора.
Подобный элемент отсутствует в Камне, однако Гарри проходит через это в других книгах.
В Комнате его раздражает всеобщее внимание, прикованное к нему после случившихся с ним событий, он мечтает о безвестности. Однако бесстрашный характер не позволяет ему закрыть глаза на загадочные происшествия - которые, как выясняется позже, волею судьбы имеют к нему самое прямое отношение.
В Кубке, несмотря на то, что он отказывается от попыток перехитрить Кубок огня и положить в него заявку на участие в Турнире Трех Волшебников, Кубок все равно выбирает его.
Герой встречает покровителя и проводника, который чудесным образом помогает ему, - например, даря волшебный амулет.
С Гарри Поттером это происходит снова и снова. В Камне один из его покровителей с самого рождения - Хагрид. Именно он был тем волшебником, который привез младенца-Гарри к Дурслям. Через некоторое время они встречаются снова, и, когда Гарри по пути в Хогвартс посещает Косой переулок, Хагрид помогает ему купить волшебную палочку и прочее волшебное снаряжение. На день рождения Хагрид дарит ему сову, Буклю. Кроме того, в роли покровителя и проводника выступает Дамблдор. В Камне он передает Гарри плащ-невидимку. В Азкабане Гарри узнает, что ему уже давно помогал Сириус.
Крой оказывается на пороге нового мира. Покровитель может лишь довести его до этого порога, однако переступить его герой должен в одиночестве. Не исключено, что ему придется сразиться со стражем, охраняющим порог, или перехитрить его.
Все приключения Гарри вступают в кульминационную фазу уже за заветным порогом, когда он остается в полном одиночестве.
В Камне Рону удается помочь Гарри правильно построить шахматную партию, а Гермиона в состоянии подсказать ему, какое зелье позволит пройти сквозь языки черного пламени; но только Гарри может войти в "последнюю комнату", где ему предстоит встреча с Квирреллом.
В Комнате, несмотря на то что встречаться с василиском и спасать Джинни Уизли отправляются по канализационным трубам трое - Гарри, Рон и Локоне, после дний этап опасного пути Гарри должен проделать один.
Герой попадает во "чрево кита". Эта фраза взята из легенд, подобных истории Ионы, и означает, что герой погружается в стихию неведомого.
Бросается ли Гарри в Тайную Комнату или прокрадывается в убежище Люпина мимо Гремучей ивы - он неизменно во "чреве кита".
II. Посвящение
Оказавшись в непривычной обстановке, герой проходит через ряд испытаний. Он может неожиданно для себя встретить союзников, которые помогут ему в этих испытаниях. Случается, что помощь приходит со стороны каких-нибудь невидимых сил.
Все это происходит в каждой книге. Гарри всякий раз получает новые амулеты, такие, как плащ-невидимка в Камне и Карта Мародеров в Азкабане. Он учится вызывать на подмогу сверхъестественные силы, например Патронуса.
Героя похищают, либо ему приходится пускаться в путь ночью, либо плыть морем.
Гарри в буквальном смысле похищают, когда он прикасается к Кубку Трех Волшебников, превращенному в портал.
Герой сражается с символическим драконом. Иногда он претерпевает ритуальную смерть, а в некоторых случаях даже бывает изувечен.
Гарри сражается с василиском, с дементорами и. конечно, с главным символическим драконом - Волан-де-Мортом.
Практически каждое приключение сопряжено для Гарри с той или иной физической травмой - к примеру, в Комнате он оказывается, изувечен в прямом смысле этого слова: вначале ломает руку во время матча по квиддичу, а сразу вслед за этим в результате несчастной случайности (некомпетентно произнесенного заклинания) лишается всех костей.
Героя узнает его отец или происходит его воссоединение с отцом. Он начинает осознавать незримое присутствие отца в своей жизни.
В каждом приключении Гарри есть трогательный момент его контакта с родителями. Так, в Камне они появляются в Зеркале Еиналеж, в Кубке в виде духов, исторгнутых волшебной палочкой Волан-де-Морта.
Герои достигает почти что божественного достоинства. Неведение и страх остаются в прошлом.
Гарри одерживает победу над страхом почти в каждом приключении. И хотя всякий раз он удивляется, что ему вновь это удалось, у него возникает чувство - и после каждой новой встречи с Волан-де-Мортом оно усиливается, - что Темный Лорд не в силах одолеть его. Как говорит Дамблдор в конце Кубка: "Тебе попалась ноша взрослого волшебника, и ты оказался достойным нести ее".
Герои получает "высшее благо" - объект своих поисков. Это мокнет быть эликсир жизни, однако может оказаться, что высшее благо" отличается от исходной цепи, потому что герой в процессе поисков становится мудрее.
В Камне Зеркало Еиналеж помещает "высшее благо" - оно и впрямь оказывается средством для получения эликсира жизт1и - прямо ему в карман.
В Комнате он побеждает чудовище, несколько десятилетий жившее под Хогвартсом, и спасает Джинни Уизли (а также множество других учеников, которые могли бы стать жертвами василиска).
В Азкабане он "находит" того, кого ищут все волшебники, - Сириуса Блэка. Но узнав правду о Блэке, он ухитряется спасти его от, казалось бы, неминуемой смертной казни - фактически дает ему эликсир жизни.
В Кубке цель ясна - победа в Турнире Трех Волшебников. Но то, что выпадает на долю Гарри, оказывается куда серьезнее. Он один на один сражается
с Волан-де-Мортом на волшебных палочках и вновь избегает смерти - на сей раз благодаря своему собственному искусству. Гарри начинает понимать, какой он могущественный волшебник.
III. Возвращение
Герой совершает "чудесный перелет" обратно в свой мир. Бывает, что его спасают какие то волшебные силы. Возможно, помогает один из его прежних покровителей. Порой появляется человек или предмет, принадлежащий к привычному ему миру, и переносит его обратно.
В Камне Гарри ожидает чудесное спасение: он переносится обратно, так и не приходя в сознание.
В Комнате его спасает Фоукс. Феникс приносит Распределяющую Шляпу, в которой оказывается меч Гриффиндора. Потом птица нападает на василиска.
В Кубке, говоря с образом Седрика Диггори, исторгнутым из волшебной палочки Волан-де-Морта, Гарри торжественно клянется ему, что вернет его тело в Хогвартс.
Возвращение - еще один порог, который герою надо переступить. Нередко ему трудно бывает вновь "вписаться" в обычную жизнь, пережитый им опыт создает барьер отчуждения между ним и окружающими.
После каждого школьного года Гарри приходится возвращаться в дом Дурслей на Тисовой улице - в дом, где его никогда не понимали и не поймут. Даже волшебники не вполне понимают его, как сказано в конце Азкабана: "Никто в Хогвартсе не узнал правды о том, что произошло... К концу семестра Гарри услышал множество фантастических версий о том, что тогда случилось, но ни одна из них даже не приблизилась к истине".
Герой осваивается в двух мирах: обычном, составляющем его материальный опыт, и магическом - олицетворяющем его внутреннюю сущность.
Для большинства волшебников перспектива всего только оказаться рядом с Волан-де-Мортом - леденящий душу кошмар. Гарри довелось быть с ним не раз, он видел вещи, которых не видел ни один волшебник. Благодаря этим встречам ему раскрывается та часть собственной души, о которой другие волшебники никогда не задумываются. У читателя возникает уверенность, что рано или поздно - несмотря на все сомнения самого Гарри - пережитый им опыт поможет ему превзойти в волшебной мощи даже Дамблдора. (Вне всякого сомнения, Дамблдор тоже знает об этом - и рад этому)
Герой отвоевывает себе свободу. Он побеждает страхи, мешавшие ему жить полной жизнью.
Страх, как мы понимаем, - главный враг Гарри; даже больший, чем Волан-де-Морт. В Азкабане профессор Люпин не дает Гарри возможности сразиться с боггартом, потому что не хочет, чтобы в школе появлялся образ Волан-де-Морта. Но Гарри говорит ему: "У меня мелькнула мысль о Волан-де-Морте... Но я тут же вспомнил дементора". Люпин потрясен тем, насколько глубоко Гарри проник в суть вещей: "Выходит, больше всего на свете ты боишься страха. Это похвально!"
Конечно, Дж. К. Ролинг не придерживается с точностью вышеописанной схемы. Эти темы появляются в каждой из ее книг - так же, как и в мифологии и фольклоре на протяжении многих веков, поскольку на долю героев выпадают примерно одни и те же приключения. Чтобы сразиться с темными силами мироздания, героям приходится встречаться лицом к лицу с темными силами внутри себя. Каждое новое приключение показывает им, что они достойны победы. Мы понимаем Гарри потому, что, как говорит Кэмпбелл, "каждый из нас принимает участие в самом главном испытании".