Постоянных пользователей: 16957
Девочек: 7798
Мальчиков: 9159
Новых за сутки: 8
» Всё обо Всём » Вызывания продолжение
Админ: Эммочка_

В этом блоге я буду рассказывать о животных, о звёздной жизни и о всём что придёт в голову!Если хотите предлогайте я рассмотрю варианты и обязательно напишу об этом!
Поиск по блогу:




ТегиПравила блога Лист новостей
Репутация блога: Место в топе: --
+1
4 января 2013 07:17
Я забыла так слушаем и оставляем коменты....
В основе данной статьи лежит материал, собранный в деревне Авдеево Пудожского района Карелии. Все дети, у которых делалась записи, являются воспитанниками детского дома № 8.

Детский дом в Авдеево появился в конце 90-х. После распада местного совхоза, он занял помещение детского садика. В жизни деревни детский дом играет неоднозначную роль. Многие жители (в том числе и учителя) видят в нем источник криминализации деревни. И для этого есть свои основания. Некоторые дети в возрасте 14-16 лет уже имеют судимости, хотя это не слишком выделяет их из среды местной молодежи.

Детдомовцы составляют больший процент учеников авдеевской школы, которая является центром социальной и культурной жизни села. В случае расформирования детского дома, школе грозит закрытие.

Всего в детском доме примерно тридцать детей в возрасте от 6 до 16 лет, собранных со всего Пудожского района. Большинство из них имеют родителей, которые лишены родительских прав, находятся в заключении или в психиатрических больницах. Сами дети, прежде чем попасть в детский дом, проводят несколько месяцев в больницах. Почти каждый из них имеет тяжелое хроническое заболевание, нервное или психическое расстройство. Несмотря на это, воспитанники детдома не уступают другим детям села в развитии, интеллектуальных и человеческих качествах.

Собранный материал включает произведения разных жанров детского фольклора: анекдоты, частушки, стишки, "страшилки" и "антистрашилки", "вызывания". Особый интерес представляют "вызывания": их общая схема, ритуалы, с ним связанные, рассказы о них, сами вызываемые персонажи. В своей основе это могут быть образы реальных людей, как правило, знаменитых (Ленин, Пушкин, Виктор Цой), литературных персонажей (Пиковая дама), мифологических существ вроде чертика или гномика. По мере функционирования в детской среде эти персонажи все больше видоизменяются, теряют свои первоначальные черты и взамен получают новые. Они могут изменять свой общий характер, переходить из разряда "добрых" в разряд "злых" и наоборот. Изменению, нередко смешению, подвержены и общие схемы "вызываний", и отдельные ритуальные действия.

Наибольшей популярностью среди персонажей авдеевских детских вызываний пользуются Пиковая дама, Виктор Цой, Бабка-Матюгалка, Чертик, Пекарь, Король Жвачек. Пиковая дама остается одним из самых зловещих персонажей, однако она не представляет более угрозу для самого вызывающего. Вся ее кровожадность направляется на другой объект, также нарисованный ребенком, - на человечка на виселице. Принципиально изменились и те образы, в которых воплощается Пиковая дама в процессе вызывания. Место смутного светового или черного пятна, появляющегося из глубины зеркала, заняло изображение Пиковой дамы, которое является частью рисунка, выполненного ребенком, либо персонаж остается невидимым и о его присутствии говорят появляющиеся следы (нанесенные на зеркало чернилами или губной помадой). Общая схема вызывания Пиковой дамы сочетает в себе старые и новые черты: на зеркале рисуется дверь и лестница, спускающаяся к оврагу с острыми клиньями (традиционное препятствие во многих компьютерных играх) и к человечку на виселице, до которого должна добраться Пиковая дама. Перед зеркалом ставятся две свечи.

Виктор Цой является одним из любимых персонажей у детей, которые днем нередко слушают его песни, а ночью имеют возможность "пообщаться" и с самим музыкантом. Для этого нужно взять бокалы по количеству участников и один большой для Виктора Цоя (он ставится на лист бумаги). Появившись, Цой должен пройти по всем бокалам (иногда останавливаясь и хватая кого-нибудь из участников за ногу), и, когда круг будет завершен, в большом бокале должен послышаться неясный голос.

Наиболее интересным из всех персонажей представляется Бабка-Матюгалка. С трудом удалось отыскать ее "родственников" (они встретились в текстах, опубликованных в книге М.П. Чередниковой "Голос детства из дальней дали…" (М., 2002)) - Матного гнома и Матерщинного короля. С Матным гномом нашего персонажа сближает также то, что они появляются на веревке (шнурке), натянутой между двумя стульями. Однако во всем остальном персонажи достаточно сильно различаются. Гном, забрав угощение (привязанную для него на веревочке конфетку), начинает бегать по комнате и материться, веселя вызывающих; Бабка-Матюгалка передвигается по веревке, спотыкаясь о завязанные узелки (конфеты в данном случае уже нет) и матерясь. При упоминании определенного слова Бабка-Матюгалка начинает кидаться шарами, которые тут же пропадают (хорошо знакомый элемент компьютерной игры). В зависимости от частоты узелков, она может предсказать что-нибудь - хорошее или плохое (написав это на бумаге, положенной под веревку).

Популярность "матерных" персонажей в детском фольклоре отражает восприятие детьми мата как "запретного" языка, наделенного особыми магическими функциями. Этой тематики, помимо вызывания Бабки-Матюгалки, среди авдеевских материалов касается страшилка, в которой иллюстрируется мысль о том, что "не хорошо говорить матюгами". Она повествует о мальчике, которого черт неоднократно забирал за это дело и на третий раз забрал окончательно. Авдеевские дети утверждали также, что существует заговор от мата.

Еще одним популярным персонажем является Чертик. С ним произошли примерно те же изменения, что и с образом Пиковой дамы. Чертик сохраняет статус "страшного" героя, однако теряет в сознании детей реальную угрозу для вызывающего. Он также либо изображается самим героем и входит в состав рисунка, либо сообщает о себе появляющимися следами, оставаясь невидимым.

Интересно, что такие "профессиональные" образы, как Пекарь, часто становятся персонажами детского фольклора, особенно вызываний и страшилок. Для того чтобы вызвать Пекаря, надо положить на лист бумаги кусок хлеба и провести от него четыре дорожки губной помадой, по которым Пекарь якобы будет бегать. Все это прячется в пустой шкаф. Пекарь доказывает свое появление криками, исчезновением хлеба и следами губной помады.

Авдеевский Жвачный Король по сравнению с текстами, использованными М.П. Чередниковой, имеет принципиально иной образ. Доброго гнома, кидающегося в вызывающего сначала ботинками, а потом жвачками (если тот выдержит), заменяет король, который может утащить в свою страну. Для того чтобы его вызвать, необходимо на листе бумаги нарисовать круг, а в нем - жвачки. Если все пошло правильно, то вскоре участникам, положившим руки в круг, начинает казаться, что там полно жвачек. Но если Королю что-нибудь не понравится, то он может схватить за руку и потащить к себе одного из детей.

Те изменения, которые переживают персонажи вызывания, отражают как вариативность данного жанра, так и его высокую чувствительность к веяниям современности. Материал позволил выделить три источника, оказавших заметное влияние на авдеевские вызывания: кинофильмы, компьютерные игры (компьютер - одно из реальных достояний местной школы, а игры - один из основных способов его применения), рассказы одной из воспитательниц.

Близкое знакомство детей с компьютерными играми отразилось на самом изображении персонажей (как части рисунка или в виде следов), их поведении (определенная заданность действий, нередко с наличием препятствий и конечной целью), изменении функций некоторых предметов вызывания (зеркало) и отношении детей к самому объекту вызывания (страх сохраняется, но угроза пропадает).
Всё

Если Вам понравилось, поделитесь со своими друзьями в соц. сетях
Эммочка_0 комментариев267
Похожие статьи
Информация
Добавление комментариев разрешено только зарегестрированным пользователям.
Комментариев нет...
Детский портал kinder-online.ru
© 2008-2018 Детские блоги kinder-online.ru
Все права защищены.Написать нам