В 1941 году самым мощным танком, состоявшим на вооружении вермахта, был T-4 / Pz.IV. В 1941 году фирмы «Хеншель» и «Порше» представили опытные образцы новой машины, получившие условное обозначение VK 3001(Н) и VK 3001(Р) соответственно. Оба варианта были отвергнуты и отправлены на доработку. Впоследствии на их базе был создан танк «Тигр» (объект VK 4501).
В 1941 году был размещен заказ на разработку нового танка с длинноствольной пушкой калибра 75 мм, улучшенным бронированием и усовершенствованной ходовой частью. В конкурсе приняли участие фирмы «Даймлер-Бенц» и "MAN", которые представили свои прототипы — объект VK 3002 (D13) и VK 3002 MAN соответственно. Конструкция MAN во многом напоминала советский танк Т-34, но именно ее в сентябре 1942 года одобрили в производство под названием средний танк Т-5 Пантера / Pz.V Panther / Pz.Kpfw.V Panther или согласно сквозной системе обозначений боевых машин Вермахта - SdKfz.171.
Первые серийные средние танки Т-5 Пантера / Pz.V Panther / Pz.Kpfw.V Panther / SdKfz.171 покинули заводской цех в декабре 1942 года, вскоре к производству новых танков подключились заводы компаний «Даймлер-Бенц», а в 1943-м — «Хеншель» и некоторые другие субподрядчики. Планировалось выпускать 600 танков Пантера в месяц, однако в это время союзная авиация начала массированные бомбардировки Германии и максимальный месячный темп производства не превышал 330 единиц.
Поскольку средние танки Т-5 Пантера / Pz.V Panther / Pz.Kpfw.V Panther были запущены в серию без тщательных испытаний, вскоре выявились многочисленные недостатки. Постоянный выход из строя из-за поломок и отказов новых танков на марше и в бою не прибавили им популярности в войсках. Боевое крещение средние танки Т-5 Пантера / Pz.V Panther / Pz.Kpfw.V Panther получили в июле 1943 года на Восточном фронте в боях на Курской дуге. Впоследствии танки Пантера / Panther широко применялись и на других фронтах. Технические проблемы были устранены, и некоторые специалисты даже стали относить этот танк к лучшим немецким образцам военной техники времен Второй мировой войны. После окончания войны трофейные Пантеры / Panther некоторое время оставались на вооружении французской армии.
Cредние танки Т-5А Пантера / Pz.VA Panther / Pz.V Ausf A Panther были предсерийными машинами или танками нулевой серии. Позднее они получили обозначение Ausf D1. Толщина лобовой брони составляла до 80 мм. На этих танках устанавливался новый тип коробки передач типа «Майбах» АК 7-200.
Cредние танки Т-5Б Пантера / Pz.VB Panther / Pz.V Ausf B Panther и Т-5Ц Пантера / Pz.VC Panther / Pz.V Ausf C Panther в серию не пошли.
Средние танки Т-5Д2 Пантера / Pz.VD2 Panther / Pz.V Ausf D2 Panther начали выпускаться в первой половине 1943 года. Танк был вооружен 75-мм пушка KwK 42 с длиной ствола 70 калибров и двумя пулеметами. Двигатель Maybach HL 230Р3О мощностью 700 л.с. Толщина лобовой брони башни 100 мм, боковой и тыльной брони башни 45 мм, лобовой брони корпуса 80 мм, боковой и тыльной - 40 мм, броння днища и крыши - 17 мм.
На танках Пантера / Panther, производившихся во второй половине 1943 года, устанавливалась модифицированная командирская башенка с семью перископами и устройство крепления зенитного пулемета MG-34. На первых танках Т-5Д2 Пантера / Pz.VD2 Panther / Pz.V Ausf D2 Panther по бокам башни устанавливались по три 90-мм дымовых гранатомета NbK 39, на более поздних машинах дымовые гранатометы устанавливались внутри танка.
Танки Пантера / Panther, выпускавшиеся со второй половины 1943 года покрывались циммеритом и оснащались дополнительными противокумулятивными броневыми экранами толщиной 5 мм.
Танк Т-5Д2 Пантера / Pz.VD2 Panther имел сдвоенные выхлопные трубы, расположенные в кормовой части корпуса, а на более поздних выпусках они прикрывались пламегасителями и броневыми щитками. Стреляные снарядные гильзы выбрасывались через круглое отверстие в левой стороне башни. Там же рядом находился лючок, прикрываемый съемной крышкой, для стрельбы из стрелкового оружия. Еще один такой же лючок находился в кормовой стенке башни. Всего был выпущен 851 средний танк Т-5Д2 Пантера / Pz.VD2 Panther.
ХарактеристикиДлина по корпусу 6,88 м, длина с пушкой вперед 8,86 м, ширина 3,4 м, высота 2,95 м
Масса 43 т
Экипаж 5 чел
Клиренс (дорожный просвет) 560 мм
Бронирование от 17 до 100 мм
Силовая установка: 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель жидкостного охлаждения HL 230Р3О «Майбах», мощностью 700 л.с. (515 кВт)
Максимальная скорость 55 км/час по шоссе
Запас хода 250 км по шоссе
Вооружение: 75-мм пушка KwK 42 L70, два 7,92-мм пулемета MG-34
Боекомплект: 79 снарядов 75-мм, 4200 патронов 7,92-мм
Преодолеваемое препятствие: брод глубиной 1,7 м, стенка высотой 0,91 м, ров шириной 2,4 м, угол подъема 30°
В конце августа 1943 года началось серийное производство следующей модификации - среднего танка Т-5А Пантера / Pz.VA Panther / Pz.V Ausf A Panther. Эта машина имела стандартный курсовой пулемет, закрепленный в шаровой установке. В стенках башни были убраны лючки, вместо двухобъективного прицела появился однообъективный типа TZF 12а, у заряжающего появился собственный перископ. В танке Т-5А Пантера / Pz.VA Panther было изменено систему выхлопных труб, увеличено количество и места расположение подшипников опорных катков, а также были внесены изменения в конструкцию командирской башенки. Угол вертикального наведения орудия составил от -8° до +18°. Танки Т-5А Пантера / Pz.VA Panther выпускались до марта 1944 года. Всего было выпущено 1768 единиц.
фото среднего танка Т-5А Пантера / Pz.VA Panther
На смену Пантерам Ausf A пришли танки Пантера Т-5Г / Panther Pz.VG / Panther Pz.V Ausf G. Эти машины имели новый тип лобовой брони без прямоугольного смотрового люка механика-водителя. Боковые стенки корпуса имели толщину брони до 50 мм, установленной под углом 61°. Были изменены формы люков механика-водителя и стрелка-радиста. На многих танках Пантера Т-5Г / Panther Pz.VG / Panther Pz.V Ausf G пушки имели цилиндрические маски со специальным отворотом, препятствующим попаданию снарядов в основание башни. Были уменьшены отверстия воздухозабора, а у танков, выпускавшихся с конца 1944 года, силовое отделение снабжалось прикрытым броневой защитой дополнительным вентилятором. Всего было выпущено 3740 средних танков Пантера Т-5Г / Panther Pz.VG / Panther Pz.V Ausf G.
фото среднего танка Пантера Т-5Г / Panther Pz.VG
Длина с пушкой вперед 9,09 м, ширина 3,27 м, высота 2,99 м
Масса 44,8 т
Экипаж 5 чел
Клиренс (дорожный просвет) 400 мм
Ширина трака 660 мм
Бронирование от 17 до 100 мм
Силовая установка: 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель жидкостного охлаждения HL 210Р45 "Майбах", мощностью 700 л.с. (515 кВт)
Максимальная скорость 55 км/час по шоссе, 30 км/час по пересеченной местности
Запас хода 250 км по шоссе, 100 км по пересеченной местности
Вооружение: 75-мм пушка KwK 40 L70, два 7,92-мм пулемета MG-34
Боекомплект: 79 снарядов 75-мм, 4800 патронов 7,92-мм
Преодолеваемое препятствие: брод глубиной 1,9 м, стенка высотой 0,9 м, ров шириной 2,45 м, угол подъема 30°
С середины 1944 года началась разработка новой модификации танка Пантера под обозначением Panther Ausf F, т.к. Гитлер запретил использование обозначения Pz.Kpfw.V, оставив лишь название.
Средние танки Пантера Ф / Panther Ausf F существенно отличались от танков Пантера предыдущих модификаций. На новой машине планировалось разместить башню нового типа, так называемую «узкую башню», конструкции фирмы "Даймлер-Бенц", отличавшуюся меньшими размерами и другой системой бронирования. Также разрабатывалась узкая башня под 88-мм пушку. Пушка имела новую маску типа «свиное рыло». Толщина лобовой брони башни увеличилась до 120-125 мм, боковой и тыльной - до 60 мм, крыши - до 30 мм. Появились прибор ночного видения и стереоскопический дальномер.
Изменения коснулись и вооружения. Новый танк Пантера Ф / Panther Ausf F имел штатную 75-мм пушку KwK 44 L/70 или модифицированную 75-мм пушку KwK 44/1 и штурмовые 7,9-мм пулеметы МР-44. Командирская башенка имела возможность установки зенитного пулемета.
Предполагаемая боевая масса танка Пантера Ф / Panther Ausf F становила 50 т. Поэтому необходим был соответствующий двигатель. В результате появились три опытных танка Пантера: один с бензиновым двигателем "Майбах" HL 234 мощностью 850 л.с. (625 кВт), другой с дизельным двигателем "Зиммеринг" Sla 16 мощностью 720 л.с. (530 кВт) и третий - с бензиновым двигателем MAN/Argus LD 220 мощностью 700 л.с. (515 кВт).
В конце 1944 года фирма "MAN" получила заказ на строительство двух танков Пантера II / Panther II. Первый прототип изготовлен в 1945 году, однако он снабжался стандартной башней от предыдущих модификаций Пантер, а опорные катки ходовой части были использованы от танка Тигр II.