Реактивный снаряд М-13:
Снаряд М-13 (см. схему) состоит из головной части и порохового реактивного двигателя. Головная часть по своей конструкции напоминает артиллерийский осколочно-фугасный снаряд и снаряжена зарядом взрывчатого вещества, для подрыва которого используются контактный взрыватель и дополнительный детонатор. Реактивный двигатель имеет камеру сгорания, в которой помещен пороховой метательный заряд в виде цилиндрических шашек с осевым каналом. Для воспламенения порохового заряда используются пирозапалы. Образующиеся при горении пороховых шашек газы истекают через сопло, перед которым расположена диафрагма, препятствующая выбросу шашек через сопло. Стабилизация снаряда в полете обеспечивается с помощью хвостового стабилизатора с четырьмя перьями, сваренными из стальных штампованных половинок. (Такой способ стабилизации обеспечивает более низкую кучность по сравнению со стабилизацией вращения вокруг продольной оси, однако позволяет получить большую дальность полета снаряда. Кроме того, использование оперенного стабилизатора весьма существенно упрощает технологию производства реактивных снарядов).
Устройство реактивных снарядов: 1 - сто*****е кольцо взрывателя, 2 - взрыватель ГВМЗ, 3 - шашка детонатора, 4 - разрывной заряд, 5 - головная часть, 6 - воспламенитель, 7 - дно камеры, 8 - направляющий штифт, 9 - пороховой ракетный заряд, 10 - ракетная часть, 11 - колосниковая решетка, 12 - критическое сечение сопла, 13 - сопло, 14 - стабилизатор, 15 - чека дистанционного взрывателя, 16 - дистанционный взрыватель АГДТ, 17 - воспламенитель.
7 июня 1939 года на артиллерийском полигоне прошли пуски 132-мм снарядов уже с другой установки, которая и стала прототипом всем известной "Катюши" БМ-13-16. Теперь направляющие снова размещались вдоль машины, а их длина была увеличена до пяти метров. Есть две версии, откуда взялась такая длина направляющих: первая - в результате расчетов, вторая - приняли максимально возможную по габаритам железнодорожных вагонов того времени. Кстати, авиационные ЭРЭСы тоже были модернизированы. Модернизированные варианты назвали соответственно М-13 и М-8.
25 декабря 1939 года после дополнительных испытаний Главное артиллерийское управление приняло пусковую установку БМ-13 и снаряд М-13. Затем вопрос с принятием установки на вооружение застопорился.
Установка БМ-13-16 на шасси ЗиС-6 Однако в феврале 1941 года наркомат общего машиностроения издал приказ об организации на воронежском заводе им. Коминтерна производство машин БМ-13. Воронежскому заводу им. Коминтерна предписывалось изготовить опытный образец к 1 июля и еще 40 штук до конца 1941 года.
Между тем, кроме установок под снаряд М-13, были разработаны и установки под менее мощный снаряд М-8.
Установка БМ-8-36 на шасси ЗиС-6 В августе 1941 года для 82-мм реактивных снарядов М-8 была разработана 36-зарядная пусковая установка БМ-8-36 на шасси автомашины ЗИС-6. В ней использовались отдельные узлы и детали от БМ-13, с авиационными направляющими типа "флейта", которые изготавливались из дюралюминиевых труб. Затем эти направляющие были заменены на направляющие типа "балка".
Установка БМ-8-24 на шасси лёгкого танкаХарактеристикиГод выпуска: 1940 год
Всего произведено: ?
Масса без снарядов — 7200 кг;
со снарядами — 7880 кг
Экипаж 5 - 7 человек (Водитель, наводчик, командир, заряжающий 2 - 4)
ГабаритыВысота 2800 м
Ширина 2300 м
Длина 6700 м
Вооружение
Ракетное 132-мм М-13 (16 снарядов)
Максимальная дальность стрельбы 8470 м
Ходовые характеристикиДвигатель ЗИС
Мощность 73 л.с.
Тип карбюраторный
Скорость по дороге — 50 км/ч;