Холодным
февральским утром…
17 февраля 1906 года в Москве в семье ветеринара и домохозяйки, Льва и Марии Воловых, родилась девочка. Ничто не предвещало той блистательной судьбы, что уготовил ей Бог. Пока что маленькая Агнешка, как ласково называли её родители, всё свободное время проводила вместе с отцом-ветеринаром, помогая ему врачевать заболевших зверушек.Именно из папиного кабинета все эти мишки, слоны и зайчики перекочуют в её книги, вызывая искреннее сочувствие и сострадание у юных читателей.
Балет или стихи?
Агния получила хорошее домашнее воспитание и образование. Отец – большой поклонник искусства - видел будущее дочери в балете. Агния прилежно занималась танцами, но большого таланта в этом занятии не обнаруживала. Рано проявившуюся творческую энергию направляла в другое русло — стихотворное. Агнеша училась в гимназии, где, испытывая творческое влияние Ахматовой и Маяковского, начала писать стихотворные эпиграммы и зарисовки.
Стихами она увлеклась вслед за гимназическими подругами. Первые поэтические опыты юной писательницы были полны «сероглазых королей», «смуглых отроков» и «сжатых под вуалью рук».
Юность Агнии Воловой пришлась на годы революции и гражданской войны. Но каким-то образом ей удавалось жить в собственном мире, где мирно сосуществовали балет и сочинение стихов. Однако чем старше становилась Агния, тем яснее было, что ей не стать ни великой балериной, ни «второй Ахматовой». Перед выпускными зачётами в училище она волновалась: ведь после них надо было начинать карьеру в балете. На экзаменах присутствовал нарком просвещения Луначарский. После экзаменационных выступлений ученицы показывали концертную программу. Товарищ Луначарский прилежно посмотрел зачёты и оживился во время исполнения концертных номеров. Когда юная черноглазая красавица с пафосом читала стихи собственного сочинения под названием «Похоронный марш», Луначарский с трудом сдерживал смех. А через несколько дней он пригласил ученицу в Наркомпросвещения и сказал, что она рождена писать весёлые стихи. Много лет спустя Агния Барто с иронией говорила, что начало её писательской карьеры было довольно оскорбительным. Конечно, в юности очень обидно, когда вместо трагического таланта в тебе замечают лишь способности комика.
Слава
пришла очень быстро
В 1925 году девятнадцатилетняя Агния Барто выпустила свою первую книжку — «Китайчонок Ван Ли». Коридоры власти, где Луначарский своей волей решил сделать из хорошенькой танцовщицы детскую поэтессу, привели её в мир, о котором она мечтала, будучи гимназисткой: начав печататься, Агния получила возможность общаться с поэтами Серебряного века.
Слава пришла к ней довольно быстро, но не добавила ей смелости — Агния была очень застенчива. Она обожала Маяковского, но, встретившись с ним, не решилась заговорить. Отважившись прочесть своё стихотворение Чуковскому, Барто приписала авторство пятилетнему мальчику. О разговоре с Горьким она впоследствии вспоминала, что «страшно волновалась». Может быть, именно благодаря своей застенчивости Агния Барто не имела врагов. Она никогда не пыталась казаться умнее, чем была, не ввязывалась в окололитературные склоки и хорошо понимала, что ей предстоит многому научиться. «Серебряный век» воспитал в ней важнейшую для детского писателя черту: бесконечное уважение к слову…