Как родилась песня…
Однажды Ирчи сложил песню о том, как трудно батрачить на чужом поле. Пел для себя. Он заметил, что когда поёшь, легче работается и время идёт быстрее. Как разрядить свой гнев против шамхала? Старики не велят браться за оружие: «Уже пробовали, - говорят они, - только закончилось всё это плохо…». Позже Ирчи понял, что есть оружие и страшнее и острее, чем кинжал. Это песня. А пока…
Горец научился аккомпанировать себе на агач-комузе. Деревянный трёхструнный инструмент стал вечным спутником кумыка. Агач-комуз, как верный друг, помогает ему. Они придаёт удивительные краски его строфам, и не поймёшь, кому обязаны слушатели удивительным, вдруг родившимся чувством – Ирчи или агач-комузу.
Скоро о нём заговорили. И с тех пор Ирчи – желанный гость всех свадеб и других торжеств. Слушают его зачарованно.
Песни его отражали настроения, заботы, печали горцев, будто Ирчи знал всё, что у них в душе. Сельчане видели, что певец каждый раз импровизирует, и это поражало воображение людей. Популярность Ирчи растёт. Сам шамхал, резиденция которого была на кафыр-кумухской скале Кала, зовёт ашуга в гости. Ирчи подчиняется: он всего-навсего батрак.
Он забавляет близких Абдулмуслим-хана, обзаводится семьёй. Казалось, всё вошло в свои берега, Ирчи живёт почти без нужды – он «придворный» поэт. Но такие как Ирчи не могут долго находиться в клетке. Такие песням по указу предпочитают смерть. Шамхал не всегда приходил в восторг от импровизаций Казака: слишком много в них было острого и не очень приятного. Когда-нибудь должна была разразиться буря.
Преступление и наказание
И она грянула. Близкий родственник поэта Атабай влюбился в одну из рабынь шамхала, а она полюбила его. Молодые люди решили соединить свои судьбы, но Абдулмуслим-хан и слышать об этом не хотел. Оставался один выход – похитить девушку. Главную роль в похищении играл Ирчи: он жил у шамхала и знал все ходы-выходы в его доме.
Втроём бежали в леса. Как-то раз они встретили князя Александра, он уговорил беглецов принять его покровительство. Существовал адат, по которому после такого оборота дела шамхал терял на них права. Но князь предал доверившихся ему влюблённых и поэта. Всех трёх под стражей препроводили в Кафыр-Кумух к шамхалу. Три года Сибири – таков был итог.
Горечь разочарования
Время от времени Ирчи Казак отправлял письма со своими стихами в Дагестан. Они быстро, будто на крыльях, расходились среди народа. В 1861 году поэт возвращается из Сибири, но новый шамхал, сын умершего Абдулмуслим-хана, Шамсудин-хан не разрешает ему поселиться на родине. Это уже новая ссылка, хотя и в пределах Дагестана. Ирчи обосновался в ауле Батаюрт, но у Шамсудин-хана длинные руки. Ирчи Казак бежит в Аксай, на родину многих поэтов и певцов. Здесь, на своё счастье, он встречается с преподавателем Петербургского университета М. Э. Османовым. Последний берёт под своё покровительство поэта-изгнанника.
Теперь Ирчи не слагает лирических песен. Его новые стихи полны гнева против господ, которые губят всё хорошее на земле, в том числе самое дорогое – человека.
Песни не умирают
Однажды вечером, когда поэт с женой сидели за ужином, его окликнули с улицы. Он вышел и более не вернулся. В речке поймали мешок с трупом человека. Никто не смог опознать несчастного – так он был обезображен. Когда его хоронили, многие были уверены, что предают земле Ирчи Казака. Османов не раз обращался к властям с просьбой найти убийцу. Когда же он понял, что они не помогут, то от себя объявил большое денежное вознаграждение тому, что найдёт поднявшего руку на поэта. Но и это не дало результатов.
С тех пор прошло немало лет, канули в Лету времена насилия и гнёта, забыты имена тех, кто направлял насильников и убийц, а песни Ирчи живут и будут жить, ибо в них – голос и боль народа, его вечно юное сердце и любовь.